Община на Древнем Востоке
Общины – это основные социальные и территориальные единицы общественного устройства на Древнем Востоке.
Древневосточные государства, как правило, состояли из большого количества сельских общин. Общины имели свою организацию и представляли собой замкнутый мир.
Рисунок 1. Община на Древнем Востоке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Общины Древнего Востока вышли из родовых общин, но уже были новым явлением, как по своему содержанию и характеру, так и по своей внутренней структуре.
Родовой характер общины был утрачен, она стала организацией соседей, имеющих права и обязанности по отношению друг к другу, по отношению к другим общинам и государству.
В состав территориальной общины входили десятки общин низшего порядка, большие семьи или семейные общины, во главе которых стоял отец-патриарх. Все члены дома подчинялись ему, поэтому власть патриарха, в основе которой лежало родовое право, была полной, деспотической.
Характерной чертой территориальной общины был хорошо выраженный дуализм, проявлявшийся в сохранении коллективных форм жизни и труда. Коллективизм в каком-то смысле возрастал, потому что ирригационное земледелие требовало больших усилий значительного количества людей. Для возведения храмовых зданий, защитных сооружений, обороны от врагов требовались коллективные усилия.
Оборона от врагов имела очень большое значение, потому что переход к оседлому образу жизни, к производящей экономике способствовал росту благосостояния общинников, что являлось дополнительным стимулом к нападению на них.
Большие семьи в общине обособлялись и вели внутри территориальной общины собственное хозяйство. Они принимали участие в общинных работах, и часть урожая отдавали в общий фонд.
Дуализм проявлялся не только в сохранении коллективных форм труда и жизни, он проявлялся и в праве собственности. С одной стороны, верховная собственность общины на угодья и освоенную землю сохранялась, но, с другой стороны, большая семья, возглавляемая отцом-патриархом, имела свой дом, скот, орудия труда и др.
Отсюда, владельческие права патриарха на надельный земельный участок, укреплялись, что создавало предпосылки для возникновения частной собственности.
В эволюции владельческих прав происходило самое главное – появление обособленной собственности на произведенный продукт. Определенный дуализм существовал и здесь. В общественный фонд, по-прежнему, поступала часть произведенного продукта, из которого формировался страховой запас общины. Другая часть оставалась в полном распоряжении отца-патриарха.
Большие семьи друг от друга отличались, и со временем имущественное неравенство между ними становилось всё заметнее.
Постепенно появлялось неравенство социальное. Шло выделение «старших» и «младших» домов, а богатая и знатная верхушка становилась всеми уважаемая, от которой зависели бедняки.
Постепенно возникал институт клиентелы, укреплялось патриархальное рабство.
Типы общин на Древнем Востоке
Особенностью социального устройства Древнего Востока была община, которая объединялась по территориальному признаку. Несмотря на то, что в ней сохранялись родственные узы, на первый план выходили экономические обязательства.
Внутри общины выделялись богатые и бедные, т. е. существовало имущественное неравенство.
Используя рабовладельческий труд, община сохраняла коллективные формы жизни и труда. Это противоречие тормозило развитие отношений частного и общественного характера.
Коллективный быт и производство на Древнем Востоке, устойчивость общинной организации, объясняются экономическими особенностями, социальной структурой, формой государственной власти.
Проводником между человеком и богами, было жречество, которое обеспечивало благополучие общины. Именно жрецам отдавали организацию крупных общественных работ. Об этом, например, говорит фигура вождя-жреца, исполняющего земледельческий обряд, на фресках Шумера и Египта.
В храме сосредотачивалась культовая и экономическая жизнь социума, накапливались запасы общества на период стихийного бедствия или голода.
Ремесленники, во время отделения ремесла от земледелия, прислуживавшие общине, сосредотачивались в основном возле храма. Храмовая собственность и часть хозяйства общины самостоятельности и независимости не имели.
Жрецы высшей категории получали большую часть земли, выделяемую общиной. Земля, выделенная верховному жрецу, носившему звание Эн, постепенно становилась собственностью храма.
Таким образом, храмовое хозяйство постепенно отделяется от общины и формируется новый её тип, получившей название номовой.
Номовая община завершает иерархическую структуру общин:
- домашняя община,
- территориальная община,
- номовая община.
Возвышению роли государственной власти в странах Древнего Востока способствовало объединение и сосредоточение сил общины, что привело к формированию неограниченной монархии, которую называют «древневосточная деспотия». Она подавляла в пользу господствующего класса сопротивление рабов и мелких свободных производителей.
Для нормальной хозяйственной жизни государство было организатором системы искусственного орошения, в результате чего появлялась многочисленная администрация, через которую государство постоянно вмешивалось в хозяйственную жизнь страны.
Орошенная земля в последующем становилась собственностью государства. Речь скорее идет не о полной собственности, а о праве на распоряжение и контроль землей.
Во владении многочисленных общин, всё-таки, находилась большая часть земли, пригодной к использованию.
Какую-то часть земли получали воины, придворные, аристократия, создававшие частные хозяйства.
Люди платили налоги за использование землей, выполняли ряд повинностей, а потом могли ей распоряжаться вплоть до продажи.
Таким образом, все восточные общества, несмотря на различия в формах социальной организации и государственности, имели хорошо выраженный корпоративный характер, а для расцвета индивидуального начала условий на Древнем Востоке не сложилось.
Роль общины на Древнем Востоке
В становлении коллективного мышления населения Древнего Востока большую роль сыграла община. Община была важной ячейкой социальной структуры.
Община была носителем нравственных ценностей и выступала гарантом нравственности. Она выполняла жизненно важные функции, как для общества, так и для государства:
- во-первых, это была естественная форма самоорганизации общества,
- во-вторых, она была посредником между человеком и государством.
Однако надо сказать, что в обществах Древнего Востока общину нельзя полностью рассматривать в отрыве от государства.
Со временем общинное самоуправление претерпевает значительные изменения – государство в какой-то степени сужает общину, расширяя свое влияние на общественные отношения, а в своем управленческом воздействии полагается на общину в значительной степени.
В ряде случаев, таким образом, община действует от имени государства в сфере изначально принадлежавшей общинному самоуправлению. Иными словами, государство общину не подменяет, но её действиям и решениям придает государственно-правовой характер.
Поскольку община являлась формой организации коллективного труда, то она обладала вещными правами, которые делились по объекту и содержанию. Прежде всего, – право «титульной» собственности. Община являлась номинальным собственником всей земли, поэтому владельцем земельного участка мог быть только член общины. Тот, кто в общине приобретал участок, становился владельцем участка и общинником. Процесс принятия нового члена в общину контролировался.
Урожайность пашен Древнего Востока напрямую зависела от природных условий и состояния ирригационной системы, которая в пределах границ общины была её собственностью. Работы по поддержанию ирригационной системы считались общинниками общеполезными и необходимыми.
В отношениях с государством община представляла интересы своих членов, например, принимала участие в судебных процессах или исполнения повинностей.
В общинах существовали сходы, был совет старейшин, избиравшийся из местных жителей.
На общину возлагалась правоохранительная функция, она несла ответственность за преступления, совершенные на её территории, поэтому должна была принимать все меры по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений. Здесь надо сказать, что община отвечала не за само преступление, а за неспособность обеспечения безопасности своей территории.
Значимую роль община играла при формировании вооруженных сил.
Община, таким образом, была важным элементом общественной структуры и являлась нравственным фундаментом общества.