Римская драма и поэзия
Первые римские литературные произведения были полны подражания греческим произведениям, гомеровскому эпосу и эллинистической мифологии.
-
Римский поэт (грек по происхождению) Ливий Андроник перевёл гомеровскую «Одиссею» на латинский язык. Его перу принадлежит гимн богине Юноне, покровительнице семьи, брака, всех женщин, а особенно матерей. Он перевёл множество греческих комедий и трагедий на латынь. Его несовершенные в литературном смысле произведения положили начало развития римской литературы.
-
Римский поэт Гней Невий сочинил поэмы, рассказывающие о первой Пунической войне. Его современник Энний разложил важнейшие события всей истории Рима в хронологической последовательности по годам в стихотворной форме. Изменяется и стихотворный размер: вместо сатурнической формы у Андроника поэты стали применять более мелодичный греческий гекзаметр.
-
Известен римский писатель Тит Макций Плавт, написавший более ста тридцати комедий. Его произведения долгое время оставались популярными в Риме. Во всех его комедиях присутствуют герои-рабы, которых он изображал жадными, находчивыми и хитрыми. И хотя его герои носят греческие имена и действия происходит городах Эллады, комедии Плавта стали первыми национальными произведениями с колоритным латинским юмором на ярком латинском языке.
-
Другой автор комедий Публий Теренций Африканец занялся разработкой изящества и чистоты латинского литературного языка. В его комедиях главные герои участвовали в пьесе с начала до конца, оставаясь неизменными.
-
Римские авторы трагедий Акций и Пакувий подражали творчеству греческого писателя Еврипида. Жанры трагедия и комедия были привнесены из Греции и не считались исконно римскими. Истинно римский жанр – сатуры.
Сатура – литературный жанр, состоящий из смеси длинных и коротких стихов и прозаических произведений. Распространено в Риме. Дословно «всякая всячина».
- Сатуры писал Гай Луцилий. Ему принадлежит 30 книг с сатурами. Для написания сатур Луцилий обращался к реальной жизни, поэтому его творчество положило начало реализма в римской культуре. Он высмеивал пороки современников: взяточничество и клятвопреступление, корыстолюбие и моральное разложение. Вскоре сатуры стали восприниматься как небольшие произведения обличительного характера.
Гиганты римской поэзии
Постепенно происходит усовершенствование латинской поэтической речи. И хотя писатели и поэты последующих веков относились к творчеству первых авторов с критических позиций, без их творчества невозможно было дальнейшее продвижение к совершенству.
К первому веку до н.э. относится деятельность двух гигантов римской поэзии: Тита Лукреция Кара и Гая Валерия Катулла.
Поэма Лукреция «О природе вещей» в привлекательной поэтической форме объясняет материалистическое происхождение всего существующего на земле. Автор сумел преобразовать отрывистый язык земледельцев в ёмкий и полный оттенков язык, пригодный объяснить и человеческие переживания, и философские труды Эпикура.
Катулл предстаёт мастером лирической поэзии. Под влиянием александрийской поэзии автор уделяет важной место личным чувствам и эмоциям, выражая их изысканностью слов и мифологическим толкованием.
Римская проза
Первым римским прозаиком считается Катон Старший. Его трактат «О сельском хозяйстве» и ещё полторы сотни произведений заложили основу прозаическому направлению в римской литературе. Вслед за ним писать в прозе стали такие мастера как Марк Теренций Варрон и Марк Туллий Цицерон.
Перу Марка Варрона принадлежит энциклопедия «Древности дел божеских и человеческих» - справочник по истории, географии и религии. В книге «Портреты» он описал биографии знаменитых римских граждан. Труд «О сельском хозяйстве» раскрывал в секреты успешного занятия земледелием.
Цицерон придал особую выразительность и звучность латинскому языку. Его прозаические произведения раскрывали философские воззрения («О пределах добра и зла»), юридические аспекты («Об обязанностях»), основы ораторского искусства («Об ораторе»).