Особенности формирования римской культуры в III-I вв. до н.э.
После переноса места проведения военных операций за пределы Апеннинского полуострова в III-I веках до н.э., на завоёванных Римом территориях формируется особая культура. Одновременная длительная война после поражения Карфагена с государством Селевкидов, Македонией и племенами иллирийцев расширила римское владычество на Испанию и северную Африку, на Балканский полуостров и малую Азию, на крупные острова Сицилию и Сардинию. Рим стал гегемоном всего Средиземноморья, центром мировой державы.
Самое сильное влияние на формирование римской культуры в III-I вв. до н.э. оказала греческая культура. Распространяются греческий язык и критерии греческой образованности. Каждый знатный римлянин считал своим долгом усвоить основные достижения греческой школы.
Образованных людей римскому государству недостало. Чтобы пополнить резервы римляне смогли поставить себе на службу образованных греков, превратив их в рабов. Преимущественно не были исконными римлянами известные как римские деятели культуры:
- философы и ораторы,
- врачи и учителя,
- юристы и архитекторы,
- живописцы и литераторы.
Римляне не постеснялись вывести из греческих городов-полисов лучшие образцы художественного творчества. Картины и статуи греческих мастеров выставлялись на улицах Рима и в храмах. С ними могли ознакомиться все желающие от самого знатного патриция до беднейшего плебея. Они являлись образцами для творчества римских мастеров.
Основы культурного развития Рима
К началу II века до н. э. в Римском государстве складываются литературные основы латинского языка, развивается эпическая поэзия. В это время в обществе, раздираемом постоянными социальными конфликтами, шла острая борьба за власть между знатными патрицианскими родами и новыми выдвиженцами – полководцами и государственными деятелями. Эти особенности привели к зарождению новой системы ценностей.
В римском обществе на первом месте стояли воинские подвиги и доблесть, прославление римского имени и римского государства. Именно поэтому у римлян большой популярностью пользовались исторические сказания, особенно раскрывающие историю победоносных римских войн. Классическим примером служит творчество Квинта Энния, восхваляющее римские победы эпическим гекзаметром.
Гекзаметр – греческое название стихотворного шестистопного размера эпической поэзии в античном обществе.
Получили распространение и другие виды эпической поэзии. Первое время римские авторы брали за основу своих произведений греческие комедии и трагедии. Так римский трагик Ливий Андроник (уроженец Греции) перевёл на латинский язык «Одиссею» Гомера. Другой автор Гней Невий писал паллиаты, а Тит Макций и Публий Теренций сочиняли аттеланы.
Паллиата – древнеримская комедия, как её называли «комедия плаща». Актёры на сцене выступали в греческой разновидности плаща – паллиате.
Аттелана - название комедии возникло от города Ателла. Актёры, изображая персонажей, выступали в масках глупца, жадины, обжоры и других.
Римские писатели и поэты перерабатывали греческие произведения, дополняя их римскими народными преданиями, особенностями жизни и быта. Это касалось не только литературы, но и других направлений культуры.
Своеобразие римской культуры
Римская культура не придавала большого значения возвеличиванию богов, как это было характерно для греческой культуры. Принятие греческих шедевров за образец к подражанию, большой приток произведений культуры из Греции в Рим препятствовало развитию исконно римской культуры.
Больше всего римская индивидуальность проявилась в скульптуре. Культ героя выражался в реалистическом изображении людей. Поклонение родине и страсть к прикладным наукам позволили достигнуть небывалых достижений в науке (например, в агрономии труды Варрона и Катона) и архитектуре (пособие Витрувия «Об архитектуре»). Ораторское искусство стало неотъемлемой чертой древнеримской культуры.
Синтезом греческой, этрусской и исконно римской культур характеризуется формирование римской культуры в III-I веках до н.э.