Ретроспективный метод истории: сущность понятия
Ретроспективный метод является одним из методов познания и исследования в исторической науке.
Само слово «ретроспективный» происходит от латинских слов retro — назад, spectare — смотреть.
Ретроспективный метод является методом познания исторического явления, события или процесса путем от его следствия к причине, что приводит нас к пониманию, оценке и возможности реконструировать, восстановить историческое событие прошлого.
Отметим, что ряд специалистов рассматривают ретроспективный метод как синоним дедуктивного метода.
Ретроспективный метод является методом познания, который используется и в неисторических дисциплинах с целью исследования исторических условий в прошлом и выявления причин и предпосылок, которые породили современные нам явления.
Используя означенный метод, специалисты могут восстановить объекты прошлого по имеющимся и дошедшим до нас различным источникам. Ретроспективный метод используется при изучении как отдельных событий в прошлом, так и целых исторических эпох.
Основной идеей метода является представление об эволюционном и закономерном характере развития всего человеческого общества, что дает возможность выстроить и реконструировать модель прошлого этого общества.
В качестве методологического требования при использовании ретроспективного метода выступает необходимость определить реликтовый характер имеющегося источника, и доказать, что этот источник действительно принадлежит к конкретной эпохе и отражает события ушедшей исторической реальности.
Метод может быть реализован при соблюдении принципа историзма в исследованиях и оценке рассматриваемых явлений.
Функции ретроспективного метода
К числу функций ретроспективного метода относятся:
- Проверка исторической практикой выводов исторического исследования.
- Уточнение этапов становления и развития изучаемого исторического явления
- Выведение тенденций развития тех или иных явлений и процессов в прошлом, зная результат этих событий.
- Исследование остаточных следов прошлого, позволяющих создать представления о минувших временах.
Историческая реальность и принцип историзма
Рассмотрим более подробно упоминаемые ранее понятия «историческая реальность» и «принцип историзма» которые соотносятся с ретроспективным методом.
Итак, историческая реальность определяется как историческая действительность, которая противостоит субъекту исторического познания. Отметим, в классической науке понятие «историческая действительность» является синонимом понятия «объективная историческая реальность».
При этом в неклассической исторической науке сама историческая реальность является воплощением идей исследователя о прошлом на основе имеющихся данных о минувших событиях, тогда как мир исторической действительности является прошлым, которое вовлечено в процесс познания истории.
Историческая действительность как прошлое существует в нашем настоящем в трех формах:
- Утилитарное прошлое, понимаемое как практическое прошлое, являющееся частью жизни в настоящем
- Зафиксированное прошлое – те, предметы человеческой деятельности, изготовленные в прошлом и дошедшие до нашего времени
- Когнитивное прошлое – образ прошлого, зафиксированный историческом сознании.
Принцип историзма представляет собою один из принципов исторического познания, который требует исследовать любое событие, случившиеся в прошлом, изучать его в развитии и с учетом уже сложившейся современной ситуации.
Также под принципом историзма понимается основа исторического сознания, которое предполагает наличие различий между прошлым и настоящим, а также необходимость соблюсти исторический контекст и восприятие истории как некоего процесса. Такой процесс помогает найти конкретный путь извлечения необходимых знаний в результате проведения научного исторического исследования.
Историзм как интеллектуальное течение развивался в условиях перехода от представлений о циклическом характере развития человеческой истории к пониманию, что процесс развития необратим, и неизбежно различие друг от друга различных времен и эпох.
Историзм появился в первой половине XIX века в Германии. Представители идеалистического историзма делали акцент на неповторимости исторической и культурной реальности, её индивидуальности.
Представители материалистического историзма пришли к выводу об объективной закономерности происходящего исторического процесса. Они считали, что существует связь между прошлым и будущим. Представители материалистического историзма также негативно относились к традициям прошлого и были положительно настроены по отношению к предсказанию будущего на основе законов истории. Наиболее ярким примером являются здесь работы К. Маркса и Ф. Энгельса и разработанный ими формационный подход, согласно которому, каждая общественно-экономическая формация сменяет другую, а следующим этапом в развитии после капитализма будет социализм и коммунизм, как вершина общественного и экономического развития всего человечества.
В современности идеалистический и материалистический историзм продолжают существовать в различных национально-исторических вариантах.
Во второй половине ХХ века принцип историзма был подвергнут критике со стороны постмодернистов.
Постмодернисты считают, что прошлое лишь результат нашей умственной деятельности и потому историзм отжил свое и его уже нельзя считать обоснованным интеллектуальным течением.
Но и установки постмодернистов были подвергнуты критике в рамках уже новой неоклассической модели исследования прошлого. И согласно представлениям неоклассической науки принцип историзма заключается в том, что историческая реальность – это, что было в прошлом «на самом деле».
Неоклассическая модель исторического исследования прошлого выделяет в принципе историзма три аспекта:
- Каждая эпоха человеческой истории уникальна и между нашим временем и прошлыми эпохами существует большое и серьезное различие. Отсюда делается вывод, что люди прошлого думали и мыслили иначе, чем мы, и историк не должен думать о прошлом и описывать его, исходя из современных ему реалий;
- Нельзя вырывать предмет исследования из окружающего контекста;
- Рассмотрение истории как процесса, и не допущение изоляции исторических событий.