Политико-правовые предпосылки избирательных реформ
В начале XIX века английское избирательное право регулировалось законом 1414 г, а его специфическими чертами было отсутствие четко определенных избирательных округов. Отсутствовала и периодичность проведения выборов. В нижнюю палату парламента значительная часть депутатов выдвигалась от небольших городов и деревень, которые ещё в давние времена по каким-либо причинам получили привилегии.
Ещё со средних веков активным избирательным правом пользовалось несколько процентов населения страны, поэтому необходимость избирательных реформ остро назрела.
Вопрос об избрании какого-либо депутата в сельской местности решал крупный лендлорд, а соседи – средние фригольдеры и сквайры, противоречить лендлорду не решались. Около половины «депутатов» не избирались вообще, а приходили в парламент из «гнилых» местечек, которые назывались так потому, что жители или оставили их совсем или были малочисленными.
Некоторые населенные пункты могли быть собственностью лорда, и он делегировал в парламент «своего» депутата. Обычно этот пост продавался угодному лицу за 1,5-2 тыс. фунтов стерлингов. Кандидат, имевший нескольких конкурентов, подкупал избирателей, поскольку таких было немного. В свою очередь, избиратели привыкли получать взятки и считали их законным источником дохода.
Сатирическая комедия «Дон Кихот в Англии» Г. Филдинга построена на том, что избиратели были в ужасе, когда узнали, что на предстоящих выборах всего один кандидат, и он не будет давать взятки, поскольку нет конкурентов.
Об английских парламентариях того времени говорили, что у каждого их них есть своя цена.
Дж. Локк ещё в XVII веке в своей работе «Два трактата о правлении» писал, что если даже от города осталось одно название, он всё равно будет посылать в великое собрание законодателей столько представителей, как будто это целое густонаселенное графство.
В палату общин посылать своего представителя могли свободные земельные держатели (рыцари), если имели годовой доход не менее 40 шиллингов. К моменту обнародования указа о выборах они должны были проживать в графстве. Подобные требования касались и городских избирателей, правда, пользоваться правом посылать депутатов, могли только по мере пожалования им статуса «бург» от короны.
Составлением списков занимались шерифы, в наказание за злоупотребления им грозил штраф и год тюремного заключения.
Анекдотичная, но реальная ситуация случилась в местечке «Гатон» и «Олд Сарум» – в каждом из этих мест один избиратель должен был избрать двух депутатов и этого было достаточно для полного состава нижней палаты.
В газетах того времени можно было встретить объявления, которые приглашали в депутаты за 2000 фунтов стерлингов, а вступление в палату общин требовало взноса от 2000 до 5000.
Депутаты были зависимыми от лендлордов или корпораций и никакого жалования не получали.
Исходя из этих обстоятельств правительство Англии ещё в 1782 г объявляло о необходимости реформы избирательного права.
Реформа, однако, была проведена через полвека под давлением и в интересах широких слоев имущего населения
Реформы избирательного законодательства Англии
Первая реформа избирательного законодательства прошла в 1832 г по инициативе либералов – был принят Акт о народном представительстве.
Маленькие избирательные округа с небольшим населением представительства в палате общин британского парламента лишались. Ряду крупных городов, согласно реформе, были заново предоставлены места в палате общин в зависимости от количества жителей.
Были введены новые избирательные цензы – достижение гражданского совершеннолетия и уплаты налога для бедных.
Участие в выборах имело условие – проживание в данном избирательном округе не менее 6 месяцев.
Также исходный имущественный ценз привели в соответствие с финансовой деятельностью, т.е. избирательным правом стали обладать собственники земли или другой недвижимости в городах, которая приносила ежегодный доход не менее 10 фунтов.
Избирательное право впервые было предоставлено держателям земли (арендаторам), но с имущественным цензом в 50 фунтов.
Избирательная реформа 1862 г проходила под большим влиянием «чартистов» 1830-1840 годов.
В результате представительства были лишены ещё 38 местечек, а квоты в крупных городах увеличены. Избирательные округа, вводимые в графствах, имели право на собственную квоту депутатских мест.
Имущественный ценз для собственников или арендаторов земли, снизили до 5 фунтов. Избирательное право получили и предприниматели, интеллигенция, рабочие, городские торговцы, зажиточные служащие. Лица с учеными званиями тоже получили такое право.
Следующая реформа состоялась в 1867 г, продолжившая перераспределение депутатских мест в пользу промышленных центров – Бирмингема, Ливерпуля, Манчестера, Лидса.
Доступ к избирательному процессу получили арендаторы городских квартир, платившие ежегодную аренду не менее 10 фунтов стерлингов – в результате, городской электорат увеличился в два раза.
Окончательное оформление получил принцип партийного правления, перешедший от правительства. Если голосование было открытым и письменным, то в 1872 г начинается переход к тайному голосованию, что отвечало идее демократии, но, с другой стороны, открылась дорога для фальсификаций.
Избирательные реформы Англии имели свои итоги – был принят Акт о народном представительстве 1884 г и Акт о перераспределении мест 1885 г.
По реформе 1884 г избирательное право в равной степени распространилось на жителей городов и графств.
В 1885 г довершилось совершенствование избирательной системы в вопросах уравнения населения городов и графств в правах. Сформировались избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения, ограничен принцип «двойного вотума» – избиратель, имеющий собственность в городе, не мог голосовать в графстве.
Правда, этот принцип сохранился только для университетов.
Во избежание подкупа избирателей в последней четверти XIX века был утвержден закон о наказании.
Таким образом, все проведенные избирательные реформы в значительной степени расширили контингент лиц, избираемых в парламент.
Парламентские реформы начала XX века
Английская партийная система в начале XX века претерпела изменения – партия консерваторов превращается в партию крупных собственников, как промышленных, так и финансовых.
Партия средних слоев – Либеральная партия, постепенно теряет политические позиции и лишается социальной базы. Это приводит к тому, что в 1906 г появляется новая партия – партия лейбористов. Её появление является результатом рабочего движения, возникающих социальных групп и организаций.
Парламент страны становится орудием правительства, которое имеет большинство голосов в палате общин.
Роль парламента снизилась и за счет ограничения свободы прений, которую использовали депутаты Ирландии ещё в 1882 г для срыва очень важных законов. Тогда палата общие приняла Билль о правах прекращения прений.
Правительство в результате этого нововведения использовало его, если прения были в неугодном для него направлении.
Правительство, таким образом, располагая большинством в палате общин, определяло направление её работы и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.
Восемнадцатого августа 1911 г принимается Акт о парламенте. Документ ограничивает полномочия палаты лордов.
Финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный палатой лордов в течение месяца, на основании этого Акта, представлялся королю и становился законом.
Для биллей, не касающихся финансовых вопросов, порядок был другой – билль, принимаемый в течение трех сессий палатой общин, и, отвергаемый палатой лордов, представлялся на утверждение королю.
Однако между первой и третьей сессией должно пройти не менее двух лет. Подобное обстоятельство сохраняло возможность за палатой лордов саботировать принятие нефинансовых биллей длительное время.
Помимо этого, Акт о парламенте сокращал с 7 до 5 лет срок полномочий палаты общин.
Развитие избирательной системы в XX веке отмечалось демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права.
Реформа, проведенная после Первой мировой войны, ввела единое избирательное право для городской и сельской местности.
Все лица мужского пола, живущие на территории 6 месяцев или имеющие помещение для деловых занятий и, достигшие 21 года, имели право голоса.
Что касается женщин, то это право имели 30-летние с годовым доходом от недвижимости не менее 5 фунтов стерлингов. Таким образом, женское избирательное право вводилось частично.
Уравнение в избирательных правах женщин и мужчин произошло в 1928 г – с той поры в выборах принимали участие все подданные английской Короны с оседлостью в три месяца и владением недвижимостью.