Эхнатон (1350—1336 гг.) – это фараон-реформатор из XVIII династии в Древнем Египте, до 5-го года правления известный как Аменхотеп IV.
Причины реформ
До сих пор остаются неясными причины реформ Эхнатона.
Египтологи склонны усматривать корни реформ в личности Эхнатона. С этой точки зрения действия фараона свидетельствуют о его стремлении сосредоточить исключительную власть в своих руках. Центром религии был сам Эхнатон. Он проявлял небольшой интерес к внешней политике и заботился о себе больше, чем о государстве. Это обстоятельство интерпретируется как свидетельство крайнего властолюбия и эгоцентризма фараона, переходивших грани разумного.
Введение культа Атона
Правление Эхнатона было временем религиозной реформы, потрясшей устои традиционного общества, культуры и цивилизации. В преобразованиях Аменхотеп IV опирался на незнатных служилых людей. Однако радикализм реформ возник не сразу, а самые первые преобразования были несущественны. В самом начале он прибавил к имени формулу «исключительный для солнца» и в стране больше внимания стало уделяться культу солнца, о чём свидетельствуют особенности оформления гробниц знати. Но сначала Аменхотеп не разрывал связи с устоявшимися культами: на первых памятниках царствования он молился Амону. В конце 4-го года правления, после «воцарения» Атона, верховный жрец Амона Маи получил поручение добывать камень для изваяния фараона в каменоломнях в Восточной пустыне. Решение сделать малоизвестного Атона, олицетворяющего солнечный диск, центром религии возникло на втором году правления Аменхотепа, когда он велел начать строительство грандиозного храма Атона в Фивах.
Атонизм (культ бога Атона) – это религиозный культ, который был введён фараоном XVIII династии Эхнатоном.
Примечательны изменения в технологиях строительства. В сооружении храма вместо больших вытесанных блоков использовались небольшие блоки размерами 52x26x24 сантиметра. Для обозначения таких блоков в египтологии закрепился термин «талатат». Их использование позволяло значительно ускорить процесс строительства. Отделка стен храма проводилась по мере возведения.
На храмовых рельефах Атона изображали в образе человека с соколиной головой, увенчанной солнечным кругом. В третий год царствования способ изображения изменился. Прежний образ заменился новым – круг с солнечной змеёй спереди и множеством направленных вниз лучей с кистями рук на концах. В дальнейшем Атона изображали только так. Таким образом, изображение Атона утратило антропоморфные черты.
Фиванский храм предназначался для проведения «праздника хвоста», который Аменхотеп IV сразу после окончания строительства. Проведение этого праздника в первые годы было необычным, поскольку смысл заключался в ритуале «омоложения» духа фараона и получения им благословения от богов Египта. Отец Аменхотепа IV тоже проводил «праздник хвоста», но только на тридцатом году правления. Однако празднование для Аменхотепа IV имело иной смысл. В храме он получал благословение лишь от Атона и никаких других богов. Фараон таким образом становился божественным воплощением Атона, а бог занимал в культе центральное место. Но в это время Атон не преподносился как исключительное божественное начало, поскольку рельефы храма содержат изображения богини Селкет, надписи включали гимн Хатхо, для оформления статуй использовалась корона с перьями бога Шу. Однако все центральные божества – Амон, Тот, Осирис, Птах, Хор, Анубис – были исключены.
Аменхотеп IV ввел культ Атона на пятом году правления, и статус бога повысился до уровня высшего божества, однако поклонение традиционным богам ещё продолжалось. Атона объявили царствующим фараоном. Обозначение солнца стали писать в картушах в качестве имени фараона. Летосчисление продолжали вести от начала правления Эхнатона, но после обозначения года сначала называли Атона, а затем фараона. Так Эхнатон стирал границы между собой и солнцем. С 9 года царствования Эхнатона имя Атона стали заключать в два картуша.
Также изменилась культовая практика. Сакральные ритуалы традиционно исполнялись не в храме бога, а в специальном помещении, расположенном в глуби храмовых помещений. Эхнатон перенёс все культовые действия на открытый воздух, чтобы богу солнца служили под лучами солнца. Архитектура храмов планировалась так, чтобы максимально возможно избежать появления теней.
Значительное меньшее внимание уделялось другим божествам, что изменило в стране экономическое положение, особенно в Фивах – культовом центре Амона. Здесь его имя сбивалось с фресок, что гневило когда-то могущественных жрецов Амона.
Преследование почитателей культа Амона и других богов
Первые известные случаи преследования бога Амона относятся к 10-му году правления Эхнатона. Тогда его имя оказалось под запретом. К 12-му году нетерпимость Эхнатона дошла до крайности. Атона провозгласили единственным божественным началом, все прочие культы были запрещены, храмы закрыты, а их жрецы разогнаны. Пресекая почитание других богов, Эхнатон приказал уничтожать все их имена и изображения.
Тщательно стиралось имя Амона, а также Мут и Хонсу, составлявших так называемую фиванскую триаду. Фараон не пощадил даже имени отца «Аменхотеп», уничтожая составную часть из имени Амона или же заменяя именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» в гробнице Тии он написал фонетически для избегания правописания знака коршуна, который означал имя богини Мут. Исключалось использование знака головы барана, символизировавшего Амона. В старых надписях этот знак тоже стирался. Уничтожались изображения гуся, который был священным животным Амона. Масштаб работ по стиранию богов свидетельствует о том, что были задействованы значительные силы. В пределах Египта имя и изображения Амона истреблялись на стенах храмов, на изваяниях, на плитах, на обелисках, в гробницах, на амулетах и даже в письмах иностранных правителей. В этот период из речи исключили даже слово «бог». Атона теперь вместе с фараоном именовали правителями.
Атону по всему Египту возводились храмы, которые наделялись большими земельными участками, охотничьими угодьями, скотом, обеспечивались рабочей силой.
Служители культа Атона в основном были представителями новой служилой знати.
Радикальные преобразования вызывали сопротивление знати и жречества. Однако сведения о сопротивлении до нас не дошли.
Упадок атонизма
Амарнский архив имеет данные о последних годах Эхнатона, содержащиеся в переписка между правительством Египта и его представителями в Амурре и Ханаане. Управляющие посылали письма, прося золото, и жаловались на обман и оскорбления. Кроме того, найдены сообщения о чуме, которая распространилась по Ближнему Востоку.
Культ Атона после смерти Эхнатона попал под давление жречества Амона. Взошедший на трон в 8-летнем возрасте Тутанхатон, при регентстве Эйе и Хоремхеба, в третий году правления (1348 или 1331 год до н. э.) сменил своё имя на Тутанхамон и покинул столицу.
Вернувшие влияние жрецы Амона, уничтожали упоминания о реформах Эхнатона и атонизме . Построенные Эхнатоном храмы были разобраны и их камни использовались как строительный материал для украшения новых храмов.