Первобытнообщинный строй — это исторически первая общественно-экономическая формация, среди выделяемых марксистской философией. Первобытный тип общества характеризуется минимальным развитием производительных сил, которому в свою очередь соответствуют бесклассовое общество и производственные отношения так называемого первобытного коммунизма.
Причины разложения первобытнообщинного строя
Примерно в V-IV тысячелетии до н.э. первобытное общество вступило в стадию разложения. К факторам, способствующим этому, относятся:
- неолитическая революция;
- интенсификация земледелия;
- появление металлургии;
- развитие специализированного скотоводства;
- развитие торговли;
- становление специализированного ремесла.
Развитие плужного земледелия привело к переходу земледельческого труда из женских рук в мужские. Мужчина – воин и земледелец - становился главой семьи. Накопление излишков в различных семьях происходило неодинаково, при этом каждая семья, скапливая имущество, старалась его сохранить. Постепенно продукт перестает делиться между членами общины, а имущество начинает передаваться от отца к детям. Так закладывались основы частной собственности на средства производства.
Складывается патриархат: счет родства по материнской линии сменяется счетом родства по отцу. Соответственно изменяются формы семейных отношений; возникшая патриархальная семья была основана на частной собственности. Подчиненное положение женщин сказалось, в частности, на том, что обязательность единобрачия была установлена только для женщин, в то время как для мужчин допускалась полигамия (многоженство).
Такое положение засвидетельствовано в древнейших документах Египта и Двуречья, относящихся к концу IV-началу III тысячелетия до н.э. Такую же картину подтверждают древнейшие исторические источники, появляющиеся в некоторых племенах Китая и предгорий Передней Азии во II тысячелетии до н.э.
Зарождение имущественного неравенства
Усиление обмена, рост производительности труда, постоянные войны –все это вело к возникновению внутри племен имущественного расслоения. Имущественным неравенством порождалось и общественное неравенство. Со временем складывалась верхушка родоплеменной аристократии, фактически ведавшая делами. В племенном совете заседали знатные общинники, они же ведали культом богов, выделяли военных вождей и жрецов из своей среды.
Наряду с общественной и имущественной дифференциацией внутри родовых общин происходит также дифференциация между отдельными родами внутри племени. Выделяются богатые и сильные роды с одной стороны, и ослабевшие и обедневшие с другой. Первые из них со временем превращаются в господствующие, а вторые становятся подчиненными. В результате частых войн в подчиненном положении могли оказаться целые племена или группы племен.
На протяжении долгого времени, несмотря на общественное и имущественное расслоение общины, представители верхушки родовой знати еще должны были считаться с мнением общины. Однако все чаще родовая верхушка злоупотребляет в своих интересах трудом коллектива, а рядовые общинники уже не могли спорить с могуществом знати.
Таким образом можно указать следующие признаки распада родового строя:
- сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;
- возникновение имущественного неравенства;
- обращение пленных в рабов;
- учащение вооруженных столкновений;
- превращение кровнородственного коллектива в территориальную общину.
Результаты археологических раскопок в различных частях мира подтверждают такие выводы. Примерами служат знаменитый Майкопский курган, находящийся на Северном Кавказе и датируемый II тысячелетием до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети. Колоссальные размеры могильной насыпи, обилие драгоценностей, погребение с телом вождя насильственно убитых рабов: все это подтверждает власть и богатство вождей и нарушение условий первоначального равенства в племенах.
Разрушение первобытнообщинных отношений разных регионах мира произошло не одновременно. Также разнообразными были конкретные модели перехода к следующей формации: некоторыми народами были образованы раннеклассовые государства, другими рабовладельческие. Некоторые народы, миновав рабовладельческий строй, сразу перешли к феодализму, а некоторые (народы Америки, Австралии) к колониальному капитализму.
Переход от родовой общины к соседской
Благодаря росту производительных сил были созданы предпосылки для развития системы дарообменных отношений, укрепления связей между разными социальными организмами, Переход от парного брака к патриархальному, а позже к моногамному, укрепил семью, которая начала обособляться в рамках общины. Общинная форма собственности дополняется личной. Укрепление семьи и индивидуализация производства означали ослабление первобытнообщинного коллективизма в целом.
С развитием производительных сил (переход к орудиям труда из меди, бронзы и железа) и укреплением территориально-соседских связей между семьями раннюю первобытную общину сменяет первобытная соседская земледельческая община, для которой характерны сочетания парцеллярного индивидуального производства с общей собственностью на землю, общинного и частнособственнического начал. Развитие такого внутреннего противоречия создало условия для возникновения классового общества и государства.
Первобытнообщинный строй является отправной точкой в истории человечества.
Самая протяженная по времени общественно-экономическая формация существовала на ранней стадии развития у всех народов.
Важнейшим этапом в истории первобытных людей стала неолитическая революция, связанная с переходом от присваивающего типа хозяйства к производящему. С углублением общественного разделения труда и ростом его производительности внутри первобытного общества усилился обмен, возникли избытки прибавочного продукта, что послужило основой для появления имущественного неравенства и частной собственности. Первобытный строй был сменен классовыми обществами.