Протестантизм — это одно из главных направлений христианства, являющееся совокупностью независимых церквей, церковных деноминаций и союзов.
Причины и сущность раскола в протестантизме
Учения основоположников Реформации Мартина Лютера и Жана Кальвина гласят, что христианские церкви могут быть истинными или ложными. Проповедь и таинства истинной Церкви должны быть в соответствии со Священным Писанием. Лютер полагал, что христианские церкви могут не входить в истинную Церковь Христа, но отдельные верующие в то же время могут принадлежать к «невидимой Церкви». Принципы протестантизма Sola Scriptura (об авторитете Библии) и Sola fide (о важности личной веры) сняли вопросы о «границах Церкви». Противостояние с католическим богословием привело протестантизм к различному пониманию сотериологии и экклезиологии. В противовес взглядам католиков о неосуществимости спасения вне Римской церкви, протестанты на основании принципа Solus Christus объявили, что для спасения достаточно жертвы Христа. В истории протестантизма разделения его конфессий стали во многом следствием самих идей протестантства. Например, в исторических реформационных церквях для церковного единства необходима «проповедь Евангелия», а также «совершение таинств в соответствии со Словом Божиим». Различные интерпретации Писания привели к появлению множества новых конфессий. Именно это является основным фактором расколов протестантизма.
Концепция протестантизма о «невидимой церкви» в англиканстве привело к появлению и развитию теории ветвей. Согласно этому учению в составе христианской церкви есть три равнозначные ветви: римская, греческая и англиканская. В рамках либеральной теологии данная теория со временем эволюционировала до признания всех христианских деноминаций и конфессий.
Разделение протестантских деноминаций как и в прочих христианских конфессиях связано с богословскими, экономическими, политическими и многими другими причинами. Например в 1914 году в Германии у адвентистов седьмого дня произошёл раскол по вопросам участия членов общин в Первой мировой войне. Поводом для стало отношение к гомосексуализму и рукоположению женщин. В 2020—2021 годах руководство Объединённой методистской церкви приняло решение разделить сообщество в США на части из-за разного отношения к заключению гомосексуальных союзов.
Результатом теории «невидимой Церкви» стало распространение в протестантизме экуменической экклезиологии. Инициированные протестантскими деноминациями экуменические инициативы в XX веке привели к сближению христианских конфессий. В 1931 году церковь Англии и старокатолические церкви Утрехтской унии подписали Боннское соглашение о евхаристическом общении. В Порвоо (Финляндия) в 1992 году лютеранские церкви Европы и церкви англиканского сообщества подписали декларацию о евхаристическом общении. В 1997—1998 годах в США пресвитерианская церковь, евангелическая лютеранская церковь реформатская церковь и объединённая церковь Христа подписали «формулу согласия» об интеркоммунионе.
Расколы в англиканстве
В процессе английской Реформации, после отделения от католической церкви, свои разделения произошли и в англиканской церкви. От Церкви Англии отделились пуритане. В самом пуританском движении позднее произошёл раскол на индепендентов (хотели реформировать государство) и пресвитериан (хотели реформировать церковь). В 1689 году парламент принял Акт о веротерпимости по отношению к диссентерам (конгрегационалистам, пресвитерианам, баптистам, квакерам).
В наши дни в Англиканском сообществе совершились разделения по причине либеральных нововведений (отношение к ЛГБТ, женские рукоположения). Эти нововведения привели к расколам и переходу части мирян и священнослужителей в консервативные христианские деноминации. В 2003 году в США в Епископальной Церкви был рукоположён в епископы гомосексуалист Дж. Робинсон. В результате в 2005 году было создано Собрание англикан Северной Америки, объединившее приходы, которые отделились от Епископальной Церкви США. В 2009 году 700 приходов отделились от Епископальной церкви США в связи с рукоположением гомосексуалистов и женщин и учредили новую юрисдикцию. В 2012 году в Великобритании 61 священник и 800 консервативных мирян из англиканства перешли в ординариат Уолсингемской Девы Марии, созданный Бенедиктом XVI для переходящих в Римско-католическую церковь англикан.
Расколы в лютеранстве
Юрисдикционные разделения в лютеранстве преимущественно происходили по причине богословских споров. В 1520-х годах богословские споры Лютера и Цвингли о таинстве евхаристии привели к фактическому расколу среди протестантов. Со смертью Цвигли и принятием в 1536 году Виттенбергского согласия (упоминавшего присутствие в хлебе евхаристии тела Христа), раскол удалось частично преодолеть. Но радикальные цвинглиане отказались принимать соглашение и отделились от лютеранства. Результатом провозглашения интерима стал раскол лютеран на сторонников («филиппистов») и противников («гнесиолютеран») Меланхтона. Раскол был преодолён в 1577 году принятием Формулы согласия.
В США в лютеранстве также были разделения. Массовая эмиграция привела к тому, что в США к 1875 году существовали 58 лютеранских синодов. В XX веке началось объединение разных национальных лютеранских церквей. В 1960 году немецкая Американская лютеранская церковь, датская Объединённая евангелическо-лютеранская церковь и норвежская Евангелическо-лютеранская церковь объединились в Американскую лютеранскую церковь. В 1976 году по причине доктринальных разногласий отделилась Ассоциация евангелических лютеранских церквей.
Причиной расколов лютеранских церквей также является отношение к рукоположению женщин и гомосексуализму. С 1993 года в латвийской Евангелическо-лютеранской церкви запрещено рукоположение женщин, при этом в лютеранской церкви Латвии заграницей посвящение женщин в сан проводится. В 2016 году это стало причиной перехода прихода Св. Креста в Лиепая в зарубежную церковь.