Эпоха Просвещения — это одна из эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием философской, общественной и научной мысли в XVIII веке.
Общая характеристика Просвещения
Просвещение стало третьим после Возрождения и Реформации духовным переворотом, полностью покончившим со средневековой системой ценностей в Европе.
Просвещение являлось мощным межнациональным движением. В первые три четверти XVIII века оно составляло главное содержание внутренней западноевропейской жизни.
Просвещение сыграло роль необходимой ступени в культурном развитии стран, расстающихся с феодальным устройством. В основе своей Просвещение демократично. Оно придерживается идеи формального права, видя в нем гарантии гуманизма. Просвещение не привязывается к определенной хронологии. Феодальные отношения в разных странах распадались в разное время. Англия и Нидерланды опережали остальные страны Европы, за ними последовали Германия и Франция.
Просвещение в XVIII веке было крупнейшим явлением европейской жизни, и отразилось как на умственном развитии общества Европы, так и на освещении и критике устаревших средневековых форм быта. Просвещение боролось со сторонами прежнего строя, не отвечавшими современным требованиям.
Английское Просвещение
Англия сыграла особую роль в истории Европейского Просвещения, став его родиной. Программу Английского Просвещения в основном сформулировал философ Джон Локк (1632-1704), рассматривавший государство в качестве продукта взаимного соглашения людей. Он выдвигал на первый план моральные критерии человеческого поведения в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, установленные «по скрытому и молчаливому согласию», по мнению Локка должны быть естественными регуляторами межличностных отношений.
Конституционные идеи Локка воплотились в политическом устройстве Англии, в котором реализовался компромисс дворянства и буржуазии. Английские просветители провозглашали высшей целью счастье человека, а не человечества, имея в виду личное преуспевание. Подчеркивая значение творческого усилия каждого человека, английские просветители прекрасно уловили потребности общества XVIII века.
Старые формы государственной власти Англии в XVIII веке получили новое содержание. В 1701 году парламентом были приняты два документа, лишавшие возможности возврата на престол Стюартов. «Билль о престолонаследии» передавал престол Ганноверской династии. «Статусом об устройстве королевства» вводилась ответственность министров перед парламентом.
Усиление парламентской власти произошло в правление королевы Анны (1665-1714). Уже при Георге II (1683-1760) монарх лишился права вето в отношении законов, принятых парламентом, и не мог участвовать в заседаниях правительства. Парламент составляли две палаты – палата лордов и палата общин. В борьбе парламента и короля активно участвовали политические партии тори и вигов, созданные в XVII веке.
С 1714 года в течение 45 лет Англией управлял не монарх, а министры из партии вигов, защищавшие интересы крупной буржуазии. Положение поменялось в 1760 году с приходом к власти Георга III (1738-1820), в правление которого главной партией был тори, защищавшие интересы сторонников абсолютизма.
Конституционная монархия, установившаяся в Англии в первой половине XVIII века, оказалась предтечей политического строя, повлекшего за собой победу капиталистических отношений.
Французское Просвещение
Своеобразие французскому Просвещению придала идея нравственного возрождения общества политическими методами – огосударствлением сфер общественной жизни, народным восстанием.
Выдающимися представителями французского Просвещения были:
- Шарль Луи Монтескье;
- Вольтер;
- Жан Жак Руссо;
- Дени Дидро;
Руссо политические взгляды изложил в труде «Об общественном договоре». Это сочинение на первый план ставит общество, показывая, что ему раньше принадлежала власть, которую по договору оно передало правителям, чтобы они этой властью пользовались в интересах общества. Но правители допускали злоупотребления властью, нанося ущерб обществу, а потому Руссо предложил обществу взять власть в свои руки для создания демократического республиканского государства, в котором каждый полноправный член общества будет должен принимать непосредственное участие в законодательстве, управлении и суде. Это, по мнению Руссо, поможет достичь гражданского равенства.
Главная работа Монтескье «О духе законов» содержала идеи касательно соотношения права и государства, а потому была актуальна для европейских монархов. Монтескье проводит мысль, что законодательство и государственное устройство должны приспосабливаться к климатическим условиям, а также к религии, характеру и степени развития народа. Из всех форм государственного правления он предпочитал республиканскую, условием для применения которой на практике видел одинаковое развитие граждан и готовность к роли правителей. В современных ему государствах он не видел возможности для республиканского правления, поэтому остановился на конституционной монархии, в которой монарху принадлежит исполнительная власть, а выборным народным представителям – законодательная. Суд должен быть независим от администрации.
Вольтер по политическим взглядам был монархистом, дружил и переписывался с европейскими монархами. Чтобы самодержавная власть не привела к произволу и злоупотреблениям, по мнению Вольтера, государи должны быть образованны, окружены философами и руководствоваться философией, гарантирующей справедливость и полезность распоряжений. Вольтер проповедовал гуманность и справедливость, настаивал на преобразовании средневекового судопроизводства, отмене пыток, призывал к отмене феодальных привилегий, к уничтожению крепостного права.
Просвещенный абсолютизм
Во второй половине XVIII века в правящих кругах европейских стран нарастало осознание необходимости модернизации политической и экономической систем. Причины этому можно выделить две:
- экономический рост;
- демографический подъем.
Традиционно это общеевропейское явление называется просвещенным абсолютизмом.
Суть просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы в рамках государственных форм абсолютной монархии сверху проводить реформы, направленные на модернизацию устаревшего феодального порядка.
Король Пруссии Фридрих II Великий создал углубленную монархическую концепцию просвещенного абсолютизма. Он издал свод законов – «Фридрихов кодекс», который отменил в Пруссии пытки, вводил равный для всех суд, установил веротерпимость. Однако весь прусский социальный строй, с преобладанием дворянства над остальными сословиями, был оставлен без изменений.
Более последовательную политику просвещенного абсолютизма проводил германский император Иосиф II (1741-1790). В свое царствование в Австрии (1780-1790) он провел ряд реформ, из которых главной было освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Однако Иосиф II ликвидировал автономию провинций Габсбургской империи, поощрял германскую колонизацию Трансвильвании, Венгрии, Галиции.