Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе

Определение 1

Эпоха Просвещения — это одна из эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием философской, общественной и научной мысли в XVIII веке.

Общая характеристика Просвещения

Просвещение стало третьим после Возрождения и Реформации духовным переворотом, полностью покончившим со средневековой системой ценностей в Европе.

Просвещение являлось мощным межнациональным движением. В первые три четверти XVIII века оно составляло главное содержание внутренней западноевропейской жизни.

Просвещение сыграло роль необходимой ступени в культурном развитии стран, расстающихся с феодальным устройством. В основе своей Просвещение демократично. Оно придерживается идеи формального права, видя в нем гарантии гуманизма. Просвещение не привязывается к определенной хронологии. Феодальные отношения в разных странах распадались в разное время. Англия и Нидерланды опережали остальные страны Европы, за ними последовали Германия и Франция.

Просвещение в XVIII веке было крупнейшим явлением европейской жизни, и отразилось как на умственном развитии общества Европы, так и на освещении и критике устаревших средневековых форм быта. Просвещение боролось со сторонами прежнего строя, не отвечавшими современным требованиям.

Английское Просвещение

Англия сыграла особую роль в истории Европейского Просвещения, став его родиной. Программу Английского Просвещения в основном сформулировал философ Джон Локк (1632-1704), рассматривавший государство в качестве продукта взаимного соглашения людей. Он выдвигал на первый план моральные критерии человеческого поведения в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, установленные «по скрытому и молчаливому согласию», по мнению Локка должны быть естественными регуляторами межличностных отношений.

Конституционные идеи Локка воплотились в политическом устройстве Англии, в котором реализовался компромисс дворянства и буржуазии. Английские просветители провозглашали высшей целью счастье человека, а не человечества, имея в виду личное преуспевание. Подчеркивая значение творческого усилия каждого человека, английские просветители прекрасно уловили потребности общества XVIII века.

«Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Старые формы государственной власти Англии в XVIII веке получили новое содержание. В 1701 году парламентом были приняты два документа, лишавшие возможности возврата на престол Стюартов. «Билль о престолонаследии» передавал престол Ганноверской династии. «Статусом об устройстве королевства» вводилась ответственность министров перед парламентом.

Усиление парламентской власти произошло в правление королевы Анны (1665-1714). Уже при Георге II (1683-1760) монарх лишился права вето в отношении законов, принятых парламентом, и не мог участвовать в заседаниях правительства. Парламент составляли две палаты – палата лордов и палата общин. В борьбе парламента и короля активно участвовали политические партии тори и вигов, созданные в XVII веке.

С 1714 года в течение 45 лет Англией управлял не монарх, а министры из партии вигов, защищавшие интересы крупной буржуазии. Положение поменялось в 1760 году с приходом к власти Георга III (1738-1820), в правление которого главной партией был тори, защищавшие интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная монархия, установившаяся в Англии в первой половине XVIII века, оказалась предтечей политического строя, повлекшего за собой победу капиталистических отношений.

Французское Просвещение

Своеобразие французскому Просвещению придала идея нравственного возрождения общества политическими методами – огосударствлением сфер общественной жизни, народным восстанием.

Выдающимися представителями французского Просвещения были:

  • Шарль Луи Монтескье;
  • Вольтер;
  • Жан Жак Руссо;
  • Дени Дидро;

Руссо политические взгляды изложил в труде «Об общественном договоре». Это сочинение на первый план ставит общество, показывая, что ему раньше принадлежала власть, которую по договору оно передало правителям, чтобы они этой властью пользовались в интересах общества. Но правители допускали злоупотребления властью, нанося ущерб обществу, а потому Руссо предложил обществу взять власть в свои руки для создания демократического республиканского государства, в котором каждый полноправный член общества будет должен принимать непосредственное участие в законодательстве, управлении и суде. Это, по мнению Руссо, поможет достичь гражданского равенства.

Главная работа Монтескье «О духе законов» содержала идеи касательно соотношения права и государства, а потому была актуальна для европейских монархов. Монтескье проводит мысль, что законодательство и государственное устройство должны приспосабливаться к климатическим условиям, а также к религии, характеру и степени развития народа. Из всех форм государственного правления он предпочитал республиканскую, условием для применения которой на практике видел одинаковое развитие граждан и готовность к роли правителей. В современных ему государствах он не видел возможности для республиканского правления, поэтому остановился на конституционной монархии, в которой монарху принадлежит исполнительная власть, а выборным народным представителям – законодательная. Суд должен быть независим от администрации.

Вольтер по политическим взглядам был монархистом, дружил и переписывался с европейскими монархами. Чтобы самодержавная власть не привела к произволу и злоупотреблениям, по мнению Вольтера, государи должны быть образованны, окружены философами и руководствоваться философией, гарантирующей справедливость и полезность распоряжений. Вольтер проповедовал гуманность и справедливость, настаивал на преобразовании средневекового судопроизводства, отмене пыток, призывал к отмене феодальных привилегий, к уничтожению крепостного права.

Просвещенный абсолютизм

Во второй половине XVIII века в правящих кругах европейских стран нарастало осознание необходимости модернизации политической и экономической систем. Причины этому можно выделить две:

  • экономический рост;
  • демографический подъем.

Традиционно это общеевропейское явление называется просвещенным абсолютизмом.

Замечание 1

Суть просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы в рамках государственных форм абсолютной монархии сверху проводить реформы, направленные на модернизацию устаревшего феодального порядка.

Король Пруссии Фридрих II Великий создал углубленную монархическую концепцию просвещенного абсолютизма. Он издал свод законов – «Фридрихов кодекс», который отменил в Пруссии пытки, вводил равный для всех суд, установил веротерпимость. Однако весь прусский социальный строй, с преобладанием дворянства над остальными сословиями, был оставлен без изменений.

Более последовательную политику просвещенного абсолютизма проводил германский император Иосиф II (1741-1790). В свое царствование в Австрии (1780-1790) он провел ряд реформ, из которых главной было освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Однако Иосиф II ликвидировал автономию провинций Габсбургской империи, поощрял германскую колонизацию Трансвильвании, Венгрии, Галиции.

Дата последнего обновления статьи: 01.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot