Промышленная переворот — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактур к фабрикам.
Факторы промышленного переворота
Промышленный переворот начался в Великобритании в конце XVIII века и в первой половине XIX века принял всеобъемлющий характер, охватив другие страны Европы и Америки.
Распространено мнение, что вывоз капитала из британских колоний явился источником накопления капиталов, способствовавшим промышленной революции в Англии. Однако аналогичная ситуация в Испании и Португалии не привела к ускоренному экономического развития.
Принято выделять следующие факторы промышленного переворота:
- формирование независимой судебной системы, защищающей институт частной собственности и контрактные обязательства;
- высокий уровень развития торговли;
- широкое использование наёмного труда и невозможность применения принудительного труда в больших масштабах;
- формирование рынка земли и рынка других факторов производства (освобождение торговли от феодальных ограничений);
- низкий уровень ссудного процента;
- развитость финансовых рынков;
- развитие науки.
Успехом промышленный переворот обязан ряду инноваций, появившихся в конце XVIII в:
- В текстильной промышленности стало применяться прядение нити на прядильных машинах Аркрайта, Харгривса и Кромптона.
- Изобретен паровой двигатель;
- Использование каменноугольного кокса в чёрной металлургии.
Ход промышленного переворота в XIX веке
В 1778 году Дж. Уатт усовершенствовал механизм паровой машины, стабилизировав его работу. Мощность двигателя увеличилась в пять раз, что давало 75 % экономии в себестоимости угля. Более важными последствиями стало то, что на стало возможно преобразование поступательного движения во вращательное. Теперь двигатель мог крутить колесо фабричного станка или мельницы. К 1800 году фирма Уатта произвела 496 механизмов, из них лишь 164 использовались в качестве насосов. 308 применялись на мельницах и фабриках, а еще 24 обслуживали доменные печи.
В 1810 году в Англии было 5 тыс. паровых машин, а в последующие 15 лет их число утроилось.
Появление токарного станка позволило упростить изготовление металлических частей паровых машин и создавать всё более совершенные детали для разнообразных целей. В началу XIX в. инженер Ричард Тревитик и Оливер Эванс совместили в одном устройстве бойлер и двигатель, что позволило использовать его для приведения в движение паровозов и пароходов.
Однако механизмы, которые применяли водную и ветряную энергию, продолжали конкурировать с паровыми двигателями. В США большинство фабрик использовало энергию водяных турбин до 1870 года.
В 1785 году Э. Картрайт запатентовал механический ткацкий станок с ножным приводом, в 40 раз увеличивший производительность труда.
Вскоре водяное колесо стали заменять паровой машиной. К 1800 году заводы Уатта и Болтона выпустили для хлопчатобумажных фабрик 84 паровые машины и для шерстяных фабрик – 9 машин. В середине XIX века ручное ткачество в Англии почти полностью исчезло. В текстильной промышленности велика была роль так называемого сельфактора, обеспечившего механизацию прядильного процесса.
Большое значение имели железные дороги. Первый паровоз в 1804 году построил Ричард Тревитик. В последующем многие инженеры пытались конструировать паровозы, но самым удачливым оказался Георг Стефенсон, в 1812—1829 года предложивший несколько удачных схем. Его паровоз использовали на первой железной дороге общественного пользования, открытой в 1825 году. С 1830 года в Великобритании быстро строились железные дороги.
В 1807 году Роберт Фултон построил первый пароход «Клермонт», совершавший рейсы от Нью-Йорка до Олбани по реке Гудзон. В 1819 году пароход «Саванна» пересёк Атлантический океан, однако в большей части плавания корабль шёл под парусами, которые сохранялись еще долго на пароходах. Лишь в 1838 году пароход «Сириус» пересёк Атлантический океан, не используя паруса.
В 1832 году российский учёный Павел Львович Шиллинг создал первый электрический телеграф. Впоследствии электромагнитный телеграф был запатентован С. Морзе в 1837 году. Его заслугой также является изобретение телеграфного кода, в котором буквы алфавита представлены комбинацией сигналов — «точек» и «тире». Коммерческая эксплуатация телеграфа впервые началась в Лондоне в 1837 году.
В 1858 году была создана трансатлантическая телеграфная связь. Проложенный вскоре кабель в Африку позволил в 1870 году установить телеграфную связь Лондон — Бомбей.
Последствия промышленного переворота
Развивающаяся промышленность создали множество рабочих мест. Одновременно появление недорогих промышленных товаров привело мелких производителей к разорению. Обанкротившиеся ремесленники становились наёмными рабочими. Однако главным источником наёмных рабочих стали крестьяне, переселявшиеся в города. Рост городского населения и внутренняя миграция стали в Европе массовым явлением. Население Парижа в первой половине XIX века выросло вдвое, население Манчестера за XIX век увеличилось в 10 раз. К началу XX века городское население в ряде стран стало преобладающим (в Бельгии оно составляло 54 %, в Великобритании— 51,5 %).
Увеличение числа наемных рабочих и быстрая урбанизация обострили социальные проблемы. С ростом городов возможностей для фабричного работника вести домашнее хозяйство или устроиться на ферму становилось меньше. Мигрировавшие в города крестьяне с трудом приспосабливались к условиям городского быта.
Жилищные условия наёмных рабочих не отвечали санитарно-гигиеническим требованиям. Их жилища были перенаселены.
До появления газового освещения время рабочего дня на фабриках зависела от естественного освещения, но с изобретением газовых горелок фабрики стали работать и в ночное время. Во Франции бумагопрядильные фабрики установили рабочий день 13,5—15 часов, из которых выделялось 3 получасовых перерыва на отдых. На английских фабриках рабочий день без учета перерывов на приём пищи длился 12—13 часов.
На предприятиях начал использоваться женский труд. Так впервые в истории женщины начали трудиться вне дома. На текстильных фабриках мужчины были квалифицированными механиками, а женщины, обслуживая прядильные и ткацкие станки, получали меньшую зарплату. Массовое внедрение машин позволило использовать малоквалифицированных работников, и повсеместным стал детский труд.
Социальные протесты заставили политиков разрабатывать социальные программы для неимущих, осуществлять государственное регулирование отношений наёмных рабочих и бизнеса.
В целом в результате промышленного переворота уровень жизни населения вырос. Улучшение питания, санитарных условий, медицинского обслуживания привело к росту продолжительности жизни, произошел демографический взрыв.