Салическая правда — это свод обычного права салических франков, одна из ранних и наиболее обширных варварских правд.
Общая характеристика
Салическая правда является наиболее обширным сводом законодательства германцев. Дойдя во множестве списков и вариантов, записывавшихся на протяжении веков, она представляет собой древнейший и богатейший источник по истории правовых и социально-экономических институтов древних германцев, в V-VI веках столкнувшихся с умирающим античным обществом и создавших в Западной Европе новый общественный строй.
Институты Салической правды имеют переходной характер: общество знает рабов, но они не играют в экономике решающей роли; полусвободные литы исключались из общины, но были обязаны исполнять повинности и платить оброк; ряд норм в соответствии с обычаями германцев сохраняет привилегированное положение женщин, но решение многих вопросах принимает семейный круг, а брак, который у германцев мог быть расторгнут по требованию (мотивированному) жены, под влиянием христианства уже приобрел характер неразрывного союза. Переходный характер имеет и язык Салической правды — народная латынь с отличающимися склонениями, спутанными окончаниями и неправильными конструкциями предложений, в которых узнаются зачатки старофранцузского языка.
Как и прочие варварские правды, Салическая правда не является систематическим сборником законодательных абстрактных норм, а состоит из решений конкретных случаев (казусов), закрепленных традицией и касающихся регулирования общинного уклада, включая имущественные и семейные отношения. Правда зафиксировала древнегерманское обычное право, в течение веков складывавшееся на правобережье Рейна и подвергшееся влиянию политических и социально-экономических обстоятельств после завоевания галло-римских территорий; часть судебника состоит в предписаниях о вергельде, уплачиваемом в качестве штрафа за убийство, посягательство на личность или собственность. Даже относительно обобщенные юридические нормы записываются в специфической предметной форме, с указанием второстепенных деталей, вплоть до жестов и выражений, которые должны сопровождать определенную процедуру. Крайний формализм Правды предписывает строгое соблюдение действий и формул, зачастую ритуально-символического характера. Передача имущества, вызов в суд, уплата возмещения и прочие юридические акты требовали процедур, нарушение которых влекло недействительность акта.
Сохранившийся текст Салической правды состоит из «титулов», которые состоят из параграфов и поздних изменений. Некоторые изменения в ряде рукописей обозначены как «прибавления». Из-за этих особенностей текст памятника не является монолитным.
Преступление
Салическая правда в основном содержит нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за правонарушения. Нормы гражданского права имеют второстепенное положение.
Салическая правда не вводит определения преступления. Из смысла посвященных преступлениям статей вытекает, что понятие включало нанесение вреда личности или имуществу, а также нарушение королевского мира.
Все преступления, известные Салической правде, можно разделить на четыре вида:
- преступления против личности (клевета, членовредительство, убийство, изнасилование, оскорбление и другие);
- преступления против собственности (поджог, кража, грабеж);
- преступления против правосудия (лжесвидетельство, неявка в суд);
- нарушение королевских предписаний.
Салическая правда называет отягчающие обстоятельства (убийство в походе, групповое убийство, попытки скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к убийству или краже.
Субъектами преступления могли быть как свободные франки, так и полузависимые литы или рабы. Цель наказания состояла в возмещении вреда потерпевшим и уплате штрафа за нарушение королевского мира.
Эпоха написания Салической правды характеризовалась отмиранием кровной мести. Вместо кровной мести устанавливался выкуп: вергельд за убийство и пеня – за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от сословной принадлежности, национальности, пола и возраста потерпевшего и был высоким: жизнь свободного франка была оценена в 200 солидов.
Большая величина штрафов объясняет то, что система взысканий складывалась в родовом обществе и уплату осуществлял род роду. Выкуп был разделен на три части: семье, родственникам со стороны матери и отца и казне.
Судебный процесс
Судебный процесс имел состязательный характер. Гражданское и Уголовное судопроизводство реализовывалось в одинаковых формах. Дело возбуждалось лишь по инициативе истца. Стороны обладали равными правами, и процесс протекал в форме состязания.
Процесс был гласным, устным, отличался формализмом. Салическая правда говорит о трех видах применяемых в процессе доказательств. Важное место среди них занимает соприсяжничество.
Соприсяжники – это соседи, друзья или родственники обвиняемого, являющиеся свидетелями его «доброй славы».
Большим значением обладали свидетельства очевидцев. Распространенным доказательством были ордалии, при которых преступника устанавливали при помощи «божественной силы». В Салической правде описан «суд божий» в форме испытаний «котелком». К ордалию прибегали те, кто не представлял соприсяжников. Обвиняемому вместе с тем предоставлялось право за плату откупиться от испытания.
Первоначально споры разбирались на собраниях свободных людей под председательством тунгина – выборного судьи. Приговор выносился выборными заседателями – рахинбургами.
Осуществление суда впоследствии переходит к королевской администрации. Место тунгина занимает назначаемый королем граф, а роль выборных народных заседателей начинают исполнять скабины, избиравшиеся графом из числа «лучших» людей и отправляющих пожизненно свои обязанности. Высшей инстанцией был суд короля.
Доказательствами по Салической правде были:
- поимка с поличным;
- послухи – соприсяжники, подтверждавшие добрую славу и верность клятвы обвиняемого. Соприсяжников могло быть до 72, по мелким преступлениям - было достаточно 6 свидетелей. Более авторитетными были свидетели.
При отсутствии доказательств и свидетелей применялись ордалии.