Права женщин
Вавилонская женщина не была бесправной, она могла, например, принимать участие в деловой жизни и заключать контракты, а также занимать определенные должности в государственном управлении. Но это не делало ее равной мужчине, поскольку доступ к власти был для нее возможен только в исключительных случаях, например, она могла исполнять функции храмовой жрицы. В семейной жизни женщина во многом подчинялась мужчине.
Это подчиненное положение проявлялось еще в отрочестве, в частности у женщины практически не было возможности самостоятельно выбрать себе мужа. Его выбирал отец. Он давал за ней приданое, а будущий муж должен был заплатить отцу за невесту выкуп, таким образом компенсировав ущерб, причиненный ее семье потерей рабочей силы. Кроме того, заключался брачный договор.
Вавилонское семейное право позволяет сделать выводы о положении женщины. Закон Хаммурапи гласит: «Если мужчина взял жену и не заключил с ней письменный договор, то эта женщина не является женой», т.е. такой брак признается недействительным.
В случае заключения брака между представителями разных слоев населения женщина сохраняла свой статус, но ее дети наследовали более высокий статус отца.
В браке женщина могла выступать в качестве свидетеля, владеть имуществом, на которое не могли претендовать кредиторы ее мужа, если на момент заключения брака у мужа уже был долг. Тем не менее, согласно закону, если после заключения брака «у них есть совместный долг», то они оба должны были отвечать перед кредитором.
Женщина должна была посвятить всю свою жизнь мужу, почитать его как бога, кем бы он ни был, и после его смерти оставаться верной ему.
Причины и возможности развода
Женщине было очень сложно развестись. Она могла получить развод только при наличии веских доказательств жестокого обращения с стороны мужем. Если ее обвинения не были подтверждены доказательствами, то за клевету ее могли казнить.
Муж мог выгнать жену без объяснения причин. Но наиболее частыми причинами являлись следующие:
- бесплодие женщины (которое признавалось весомым аргументом для того, чтобы муж взял наложницу, не имевшую равного с женой статуса);
- тяжелое заболевание жены, но в этой ситуации он обязан был возместить ей приданое, которое она принесла из отцовского дома.
Таким образом, в Вавилоне сосуществовали два принципа:
- свободный развод для мужчины,
- ограниченное право на развод для женщины.
Для женщин было установлено три юридических основания для развода:
- супружеская измена со стороны мужа;
- необоснованное обвинение жены в супружеской неверности;
- оставление дома и места жительства.
Последнее обстоятельство давало жене право, оставшись без средств к существованию, «входить в чужой дом» (повторно выйти замуж), но, если муж возвращался домой, она должна была вернуться к нему. Дети в этой ситуации были вынуждены «идти за отцом». Этот пункт касался случаев, когда муж попадал в плен, но если он ушел по собственному желанию, то у него не было никаких прав на жену и детей.
И все же при измене, вина рассматривалась только в отношении жены, поскольку ее проступки вызывали подозрения в отношении детей, которых она могла родить. Если ее поймали на месте преступления, ее муж решал, оставить ли ее в живых или она должна быть казнена. Тот же приговор применялся к ее любовнику; но при этом глава государства мог простить любовника, потому что муж изменившей женщины не был его господином и не имел над ним никаких прав. Если жену оклеветали, она должна была смыть с себя тяготящие подозрения, если не было доказательств ее вины. Если ее обвинял муж, она давала клятву богам (которые, как предполагалось, накажут ее, если она использует их имена для лжи). Если обвинял посторонний человек, она должна подчиниться суровому испытанию речного бога (речной бог подтверждал ее вину утоплением или оправдывал, не давая утонуть).
Имущественное право
Если рассматривать имущественные отношения, то здесь женщина имела определенные права. Она имела исключительное право на приданое: согласно закону Хаммурапи, жена брала его с собой во время развода и могла распоряжаться подарками мужа, имуществом, переданным им и задокументированным в брачном договоре. Если жена не получала никакого подарка от мужа, то после его смерти она могла претендовать на долю его имущества как наследница. В случае смерти мужа-раба женщина, если она была дочерью свободного человека, могла претендовать на половину совместно нажитого имущества.
Женщина не была лишена материальных прав, но имела некоторые ограничения в отношении собственности. Овдовевшая женщина не могла продать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. При повторном замужестве и рождении детей, она могла получить документально оформленное разрешение суда на использование имущества умершего мужа. Муж мог продать свою жену в рабство за долги или непослушание, в то время как жена не имела таких прав даже после своей смерти, оставаясь зависимой и неплатежеспособной.
Права жриц и наложниц
Жрицы (надитум) занимали привилегированное место в древневавилонском обществе, что объяснялось их «высокой судьбой». У жриц было больше прав, чем у обычных женщин, а именно:
- жрица могла заключать договоры купли-продажи;
- при разводе муж должен был вернуть ей ее приданое, а также половину общего имущества;
- после взросления детей, она должна была получить как наследница часть всего, что было отдано ее детям.
Таким образом, жрицы имели гарантированное право на наследство, безопасность и право участия в деловой жизни общества.
Правовой статус наложницы был несколько иным. Наложница могла претендовать на долю отцовского имущества только в том случае, если он не предоставил ей приданое или не выдал замуж. Она не могла сравниться в правах с женой человека, в доме которого она находилась, даже несмотря на то, что родила ему детей.