Флавий Клавдий Юлиан (331 — 26 июня 363) — это римский император из династии Константина. Последний языческий император.
Путь Юлиана к власти
В 355 году император Констанций II объявил Юлиана цезарем, женил на сестре Елене и отправил в Галлию начальником войск. Юлиан справился с задачей спасти Галлию и под Аргенторатом нанёс германцам поражение. Главной резиденцией в Галлии была Лютеция. Дела Юлиана шли удачно. Среди войск Юлиан имел большую любовь.
Констанций с завистью и подозрением относился к успехам Юлиана.
В 360 году император начал подготовку к походу против Персии. Азиатские войска требовали подкреплений, поэтому Констанций потребовал посылки на Восток часть лучших легионов Юлиана. Цезарь это требование принял как символ недоверия, потому что без войск он не мог удерживать Галлию. Сами же галльские войска с неудовольствием приняли весть о восточном походе. При этих условиях произошел бунт, и Юлиан был провозглашен императором. Известия дошли до императора в Кесарии Каппадокийской. Предстояла междоусобная война, которая не возгорелась сразу лишь потому, что Констанций, занятый подготовкой похода находился в Малой Азии и только весной 361 г. начал движение в Европу. После провозглашения Юлиан в письме к Констанцию старался себя оправдать и предлагал соглашение по поводу свершившегося. Но, поскольку Констанций требовал от него полного устранения от дел, а войско клялось служить и поддерживать его права, то Юлиан решился на войну против Констанция. Неожиданная смерть Констанция в ноябре 361 года освободила Юлиана от междоусобной войны. 11 декабря 361 года Юлиан вступил в столицу как законный наследник императоров.
Внутренняя политика
Сторонник реставрации традиций язычества на основе неоплатонизма, Юлиан до смерти Констанция был вынужден скрывать религиозные взгляды. Став полновластным государем, Юлиан прежде всего приступил к выполнению заветной мечты. В первые недели после восшествия на престол он издал эдикт по этому поводу. В Константинополе к этому времени не было ни одного языческого храма. В короткий срок новых храмов воздвигнуть было нельзя. Юлиан совершил торжественное жертвоприношение в главной базилике, которая предназначалась для прогулок и деловых бесед.
Задумав реставрировать язычество, Юлиан осознавал, что его восстановление в прошлых материальных формах невозможно; нужно его преобразовать, улучшить, дабы создать силу, которая бы могла бороться с христианской церковью. Император для этого решил позаимствовать некоторые стороны христианской организации, которая ему была хорошо известна. Языческое жречество он организовал по образцу иерархии христианской церкви; языческие храмы были устроены по образцу христианских храмов; предписано было в храмах вести беседы и читать о тайнах эллинской мудрости; вводилось пение во время языческой службы; от жрецов требовались безупречная жизнь и благотворительность; за несоблюдение требований религии грозили покаянием и отлучением и т. д. Одним словом, для оживления и приспособления к жизни язычества, Юлиан обратился к тому источнику, который презирал всей душой.
Одним из первых актов правления Юлиана стало объявление веротерпимости. В «Эдикте о терпимости» от 362 года Юлиан дал разрешение на восстановление языческих храмов и возврат конфискованной собственности, и вернул из изгнания сосланных епископов. Возвратившиеся представители христианского духовенства, принадлежавшие к различным направлениям, совершенно непримиримым между собой, начали ожесточённые споры, на что и рассчитывал Юлиан.
Даруя веротерпимость, Юлиан был уверен, что в церкви начнутся раздоры, и разъединенная церковь не будет представлять серьёзной опасности для него.
Одновременно Юлиан обещал выгоды тем христианам, которые отреклись бы от христианства.
Чувствительный удар по христианству нанесла школьная реформа Юлиана. Первый эдикт касался назначения профессоров в главных городах империи. Кандидаты избирались городами, но представлялись императору для утверждения, поэтому он мог не утвердить неугодного ему профессора. Ранее назначение профессоров было в ведении города. Еще важнее был второй указ. «Все, кто собирается чему-либо учить, должны быть доброго поведения и не иметь в душе направления, несогласного с государственным». Под государственным направлением, конечно, подразумевалось традиционное направление императора. Указ находит нелепым, что лица, объясняющие Гомера, Демосфена, Гесиода, Геродота и прочих античных писателей, отвергают чтимых писателями богов Юлиан таким образом запретил христианам обучать грамматике и риторике, если они не перейдут к язычеству. Косвенно христианам запрещалось и учиться, если они по религиозным соображениям не могли посещать языческие школы.
В 362 году Юлиан предпринял поездку в восточные провинции, во время которой побывал в Антиохии, где большинство населения было христианским. Антиохийское пребывание важно в том плане, что оно убедило императора в невыполнимости предпринятой им попытки восстановления язычества. Столица Сирии была холодна к симпатиям гостившего императора. Конфликт был обострен пожаром храма в Дафне, в котором были заподозрены христиане. Юлиан приказал закрыть главную церковь Антиохии, которая затем была разграблена и подверглась осквернению. Похожие факты происходили в других городах. В свою очередь христиане разбивали изображения языческих богов. Многие представители церкви приняли мученическую кончину.
Поход в Персию и смерть Юлиана
Держава Сасанидов – это античное государство на территории современных Ирака и Ирана.
Главной задачей во внешней политике Юлиан видел борьбу с державой Сасанидов, где правил шахиншах Шапур II Великий (309—379). Поначалу поход в Персию (весна — лето 363) складывался успешно: легионы дошли до персидской столицы, Ктесифона, — но закончился гибелью Юлиана.
Ктесифон был неприступным для 83-тысячного войска, хотя римские войска ранее трижды овладевали городом. Положение усугубилось тем, что подкрепления и армянские союзники, которые были должны нанести удар с севера, не явились. Один перс, старый, уважаемый и рассудительный человек, обещал Юлиану предать свою родину и вызвался быть проводником вглубь Персии. Юлиан сжёг флот, стоявший на Тигре, и излишки продовольствия; однако изменник завёл римлян в пустыню, где не было воды и пищи. После того, как проводники сбежали, Юлиану пришлось начинать отступление. 26 июня в битве при Маранге Юлиан получил три ранения. Последняя рана оказалась смертельной. По некоторым сообщениям, раны императору нанес солдат его собственной армии, чем-то обиженный. По другим слухам, Юлиан умер в результате самоубийства. Поняв безнадежность положения армии, он в бою искал смерти и кинулся на копьё противника. Из всех современников лишь знаменитый оратор Либаний, сообщает, что императора убил христианин, однако и он признаёт, что это лишь предположение.
Юлиан после смерти был похоронен в киликийском Тарсе, в языческом капище. Впоследствии тело его было перенесено на родину в Константинополь и положено рядом с телом супруги в церкви Святых Апостолов, в пурпурном саркофаге, но без отпевания, как тело отступника.