Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Политико-правовые учения Западной Европы XVI–XVII веков

Взгляды Николо Макиавелли

Никколо Макиавелли родился в 1469 году в семье юриста. В 1498-1512 годах он занимал пост секретаря Совета десяти, выполняя дипломатические поручения. В 1512 году после восстановления тирании Медичи его заключают в тюрьму, затем высылают в деревню. Последний этап жизни Макиавелли провел в занятиях литературной деятельностью. Самая известная его работа «Государь» была написана в 1514 году.

Макиавелли различал термины «государство» и «общество». Он понимал государство как политической состояние, выражающее отношения правителя и подданных, основанные на любви и страхе. Страх при этом не должен перерасти в ненависть. Цель государства – незыблемость собственности и безопасность личности.

Макиавелли воспроизводятся идеи античных авторов о зарождении государства: люди жили, затем объединились, выбрали храбрейшего и начали ему повиноваться, они осознали, что плохо, и что хорошо, в соответствии с чем появилось правосудие, установлены законы, то есть им формулируются основы договорной теории происхождения государства.

Мыслитель выделил формы государства, по традиции разделяя их на правильные (демократия, монархия, аристократия) и неправильные (олигархия, тирания и охлократия). Достигнув совершенства, формы государства клонятся к упадку, переходя в противоположность. Монархии сменяются тираниями, тирании – аристократиями, аристократии уступают место олигархиям, на смену им приходят демократии, которые перерастают в охлократии. Он считает наилучшей смешанную форму - умеренную республику – сочетание аристократии, монархии и демократии.

Макиавелли считают родоначальником политической науки. Он определил предмет и закономерности политики. Он видел задачу политики в том, чтобы выявить: закономерности развития форм государства; их связь с расстановками политических сил; факторы устойчивости; обусловленность политики военными, географическими, экономическими, психологическими факторами. Макиавелли отделяет право и политику от морали. Политика не должна быть основана на моральных принципах, а должна исходить из конкретной ситуации и целесообразности. Она подчиняется достижению конкретных целей, выбор которых зависит от определенных обстоятельств, а не от морали. Поступки правителей следует оценивать только по результатам, по отношению к благу государства. Политику, основанную на безнравственности и культе насилия назвали «макиавеллизм».

«Политико-правовые учения Западной Европы XVI–XVII веков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Большое значение Н. Макиавелли придавал законодательству, праву, подчеркивая, что Спарта, благодаря законам Ликурга, просуществовала более 800 лет. Он связывал нерушимость законов с общественной безопасностью.

Н. Макиавелли рассматривает религию как средство управления людьми, называя ее средством политики. Н. Макиавелли считал, что основатели государств и законодатели ссылались на волю богов. Он не одобрял христианство, порицая духовенство и католическую церковь, считал необходимым возвращение к античной религии, подчиненной политическим целям. В 1559 году Римская католическая церковь труды Макиавелли внесла в «Индекс запрещенных книг».

Работы Н. Макиавелли оказали огромное влияние не только на развитие политико-правовой мысли, но и на политику многих государственных деятелей.

Реформация

Определение 1

Реформация – это сложное социальное и религиозное движение, борьба против господства католической церкви в политической, духовной и экономической областях.

Реформация в узком смысле – религиозные преобразования с целью освобождения верующих от опеки церкви. При всех различиях идеологи Реформации сходились: для спасения души человек не нуждается в посредничестве церкви, залог спасения – не во внешних проявлениях религиозности, а в вере. Реформаторы провозгласили единственным источником веры Священное писание. В процессе Реформации появились новые конфессии, существующие и сегодня. Течения Реформации лютеранство, кальвинизм (по именам идейных вождей) подготовили правовую и моральную почву для буржуазных революций, повлиявших на политико-правовые учения. На базе учения Лютера сформировалось мощное общественное движение, которое из Германии распространилось во многих странах Центральной и Западной Европы. Концом Реформации считается подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого фактор религии перестал играть в европейской политике важную роль.

Течение монархомахов (тираноборцев)

Во Франции в XVI веке развертываются «религиозные» войны между гугенотами и католиками.

Политические лидеры кальвинистов, оправдывая выступления против короны, развивали учение о праве на сопротивление тиранам. Возникает течение монархомахов.

Последователи Кальвина мысль о сопротивлении монарху разрастается в теорию, развиваемую в ряде трактатов и памфлетов. В сочинениях авторы, обосновывая право на сопротивление тиранам, выдвигают идеи договорного происхождения власти и народного суверенитета.

«Тираноборцы» из этих идей сделали вывод о праве сопротивления королю, которое они приписывали, не народным массам, а представителям высших сословий.

В учении о договорном происхождении власти отразились средневековые представления о договоре между вассалами и сеньорами.

В теории монархомахов воскресло выдвинутое Аристотелем различие тирана и монарха.

В труде «Франко-Галлия» Ф. Готман, французский юрист XVI века, с опорой на исторические данные, пытался доказать, будто во Франции королевская власть ограничивалась с давних времен, и народ сам низлагал и выбирал королей. Он сделал вывод, что во Франции верховенство принадлежит народу и что нет оснований для неограниченности королевской власти, и высказывается в пользу Генеральных штатов, которые в конце XV века в условиях абсолютизма редко созывались.

Ф. Готман, говоря о народе, имел в виду не весь народ, а лишь ограниченные круги, которые были представлены в Генеральных штатах.

Не ограничиваясь историческими доводами, Готман отстаивает сословную монархию как воплощение смешанной формы правления, в которой соединены три начала – аристократическое, монархическое и демократическое, и обосновывает преимущества данной формы, следуя в этом отношении Полибию, Аристотелю, Фоме Аквинскому. Отрицательно относясь к королевскому абсолютизму, Готман выступает противником государственной формы, при которой все зависит от произвола одного лица, и где народ не имеет права участвовать в управлении и для этого составлять собрания.

Книга Ф. Готмана имела у современников большой успех и сохраняла влияние на умы вплоть до начала XVIII века.

Дата последнего обновления статьи: 18.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot