Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 год до н. э., Рим —14 год н.э., Нола) — это римский политический деятель, основавший Римскую империю. Он занимал должность консула 13 раз, был великим понтификом с 12 года до н.э., обладал полномочиями трибуна с 23 года до н.э., во 2 году до н. э. получил почётный титул «отец отечества».
Религиозная политика Августа
Религиозная политика Октавиана была направлена на укрепление традиционных верований и являлась одним из ключевых направлений его деятельности по «восстановлению республики». Октавиан отстроил заново или отремонтировал 82 святилища и храма в Риме, возродил церемонию авгурского гадания за процветание народа. В 12 году до н.э. Октавиан стал великим понтификом. Пользуясь полномочиями, он восстановил жреческую должность фламина Юпитера, бывшую вакантной с 87 года до н.э. Во 2 году до н. э. Октавиан освятил храм Марса-Мстителя на форуме Августа, где с того времени был должен собираться сенат для обсуждения вопросов войны и мира. При нем начали опять проводиться игры на празднике луперкалий и игры в честь покровителей перекрёстков ларов. Восстанавливая их почитание, Октавиан приказал отремонтировать святилища ларов на перекрёстках, а также распорядился добавить туда свои изображения. Им пропагандировались лозунги установления мира, и в 13 году до н. э. в столице заложили алтарь мира. В труде «Деяния божественного Августа» император подчеркнул, что в его правление ворота храма Януса закрывались трижды, что символизировало прекращение войн. Установилось почитание обожествлённой абстракции Pax Augusta, сопровождавшееся ежегодным жертвоприношением.
Помимо должности великого понтифика, Октавиан входил в коллегии авгуров, септемвиров-эпулонов и квиндецемвиров. Когда император был в Риме, он участвовал в религиозных ритуалах и тщательно соблюдал предписания для великого понтифика. Но он не переселился в положенный по должности государственный дом на Форуме, а пристроил святилище Весты к собственному дому на Палатине. Отношение к чужеземным религиям изменялось в зависимости от обстоятельств. В 42 году до н.э. триумвиры начали строительство в Риме храма Сераписа и Исиды, но впоследствии Октавиан остановил строительство из-за поддержки Марка Антония египтянкой Клеопатрой. В 28 году до н. э. он запретил отправлять в столице египетские культы, а придя к власти демонстрировал пренебрежение египетскими богами. Как великий понтифик, в 12 году до н.э. Август приказал сжечь две тысячи пророческих книг, популярных в период гражданских войн. В 33 году до н. э., Агриппа по указке Октавиана изгнал из Рима магов и астрологов.
Своё правление Октавиан связывал с наступлением «золотого» века. Он считал своим покровителем Аполлона и пропагандировал его культ.
Политика «восстановления нравов» и семейная политика
Октавиан большое значение придавал восстановлению морали по старым римским образцам. Идея об упадке нравов как первопричине раздоров и гражданских войн была распространена в Риме в I веке до н. э., а в окружении императора такие идеи отстаивали Тит Ливий и Гораций.
В 18—17 годах до н. э. Октавиан провёл два закона, регламентировавшие брак. Мужчины из сословий сенаторов и всадников в возрасте до 60 лет и женщины до 50 лет должны были состоять в браке, при этом сенаторам было запрещено жениться на дочерях вольноотпущенников. Наказаниями стали запрет на посещение мероприятий и ограничения на получение наследства. Суров был закон о супружеских изменах: любовники замужних женщин рисковали крупными штрафами и ссылкой, а мужья получали право по упрощённой процедуре развестись с неверной женой. Муж получал право без суда убить любовника, если он был вольноотпущенником семьи, рабом, гладиатором или актёром. Привлечение к ответственности жены и любовника становилось обязанностью: мужчину, который не донёс на них, предписывалось привлечь к суду как сводника. Если отец заставал дочь с любовником, он получал право обоих убить без суда. Мужчин привлечь к суду могли лишь за связь с женщиной, не зарегистрированной как проститутка. Закон Папия — Поппея 9 года н. э. уточнил положения старых законов. Холостяки лишились права получить имущество по завещанию, а бездетные могли получить не более половины от суммы, указанной завещателем.
Историками называются разные цели семейного законодательства Октавиана:
- восстановление традиций для стабилизации государства;
- приобретение повода к преследованию оппонентов;
- получение возможности пополнения казны штрафами;
- увеличение будущего количества солдат;
- перелом тенденции к увеличению доли граждан из числа вольноотпущенников и провинциалов по сравнению с коренным населением Италии.
Семейное законодательство было непопулярно. Римляне старались обходить законы, используя лазейки: фиктивные помолвки с девочками в добрачном возрасте впоследствии расторгались, но позволяли два года фактически быть холостяком и не подвергаться положениям законов. Время для реставрации традиционного брака было неудачным: в правление Октавиана ускорился процесс эмансипации женщин, а императора упрекали, что его семья не является примером добропорядочности.
Император стремился восстановить староримские патриархальные традиции рабовладения и затруднял освобождение хозяевами рабов. Для реализации этого он добивался различных законов, в частности, им были созданы препятствия для освобождения не достигших 30 лет рабов. Однажды подвергшиеся суровым взысканиям рабы, не могли стать полноправными гражданами. Рабовладелец не мог отпускать рабов больше установленной доли — от 1/5 до 1/2, в зависимости от общего числа. Был установлен запрет на освобождение рабов, если это могло навредить интересам патронов или кредиторов. Для некоторых завоёванных и целиком проданных в рабство племён устанавливались долгие сроки до получения возможности освобождения, или ставилось условие, что их увезут с родины. Существовал пятипроцентный налог на освобождение рабов.
Император не вмешивался в отношения между хозяевами и рабами, включая и самые яркие случаи вопиющего самоуправства. В 10 году н. э. сенат утвердил древний закон, что в случае убийства человека в своем доме все находившиеся там рабы подлежали казни.