Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Политические и правовые учения западноевропейского Средневековья

Теократические теории

С падением Рима началась история Средних веков. К IX-X векам Западная Европа распадается на множество независимых феодальных государств. Все сословия в них имели определенный объем прав и обязанностей. Католическая церковь занимала особое место в системе общественных отношений и была организована по принципу строгой иерархии. Церковь имела свои вооруженные силы и суды, установленные церковью нормы, имели общегосударственное значение. Если до XI века папская власть еще была слаба, то затем Григорий VII осуществил реформы, направленные на устранение влияния светской власти на внутрицерковную жизнь. Если до этого папы в течение пятисот лет были подданными императора, и все они занимали престол по воле императора, то в результате действий Григория VII его преемники освободились от власти монархов и даже подчинили их себе. Господство церкви практически стало абсолютным. В обоснование своего решающего участия во власти она использовала разнообразные и многочисленные доводы: теории «нравственного закона», «Солнца и Луны», «двух мечей»:

  1. Теория нравственного закона. Папа Григорий VII в своей деятельности руководствовался идеями Августина Аврелия о граде Божьем, по сущности стоящем выше земного града. В соответствии с этой теорией церковь обладает правом оценивать действия монарха и как христианина, и как носителя власти;
  2. Теория Солнца и Луны. Римские императоры себя отождествляли с Солнцем, и некоторые монархи пытались это сравнение возродить. Но эти попытки Григорием VII решительно пресекались. Для определения соотношения между светской и духовной властями теологи обращались к образу двух светил – как Луна свой свет получает от Солнца, так и императорская власть свой авторитет и блеск заимствует от папы;
  3. Теория двух мечей. Мечом символизируется власть. Согласно данной теории Богом для защиты христианства были созданы церковный и светский мечи. В церковной интерпретации мечи были вручены церкви, которая сохранив духовный меч для себя, отдала светский монарху, поскольку церкви не пристало использовать обнаженный меч. Монарх должен подчиняться церкви. Сторонники монархической власти утверждали, что императоры свой меч получили непосредственного об Бога.
«Политические и правовые учения западноевропейского Средневековья» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Церковь нередко прибегала к использованию фальшивок различного рода, среди них - «Дарение Константина» и «Лжеисидоровы декреталии», появившиеся в середине IX века. В них проводились идеи «непогрешимости» пап и утверждалось, что императоры и короли с первых веков христианства подчинялись папам.

В учении о полученных апостолом Петром ключах, которыми он открывает и закрывает небеса, выражаются папские притязания на право низлагать императоров, поскольку вначале папы себя считали преемниками апостола Петра. Идеи верховенства папской власти выражены в актах Григория VII, которые провозглашали, что лишь римский епископ является вселенским и может восстанавливать и низлагать всех епископов, учреждать епархии, издавать уставы. Он один именуется папой и может низлагать даже императоров. Без его разрешения ни один собор не может стать вселенским, ни одна книга не может признаваться канонической. Кроме него никто не может отменять его решения. Он может освобождать подданных от присяг, принесенных государям.

Политика и право в трудах Фомы Аквинского

В XII-XIII веках в Западной Европе начался процесс возрождения приоритета права. В странах Западной Европы случился ренессанс римского права, его изучение и применение. Это во многом связано с тем, что европейское общество нуждалось в стабильности, в политико-экономической сфере. Римское право содержало необходимые регуляторы. В распространении римского права заинтересованы были католическая церковь и королевская власть. Церковь полагала, что римское право может помочь в обосновании папских притязаний на мировое господство. Королевская власть рецепировала римское право, надеясь, что оно поможет процессам централизации государства. В Болонье в 1088 году создается университет. Церковь свое каноническое право основывала на римском. Католическая церковь пика могущества достигает в XIII веке, когда папа себя объявил наместником Христа. В то же время произошло становление религиозной догматики. Церковь этим обязана Фоме Аквинскому.

Фома Аквинский родился вблизи Неаполя. Он принадлежал к аристократическому роду, в 17 лет стал членом доминиканского ордена, жил и учился в Париже, Неаполе, Кельне, преподавал теологию, философию, в ряде европейских университетов. По поручению Рима Фома участвовал в переработке идей аристотелизма в христианско-католическом духе. В 1879 году его учение было объявлено «истинной философией католицизма».

Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологий», «Сумма против язычников», «О правлении государей», комментарии к «Этике» и «Политике» Аристотеля.

Проблемам государства была посвящена его работа «О правлении государя», в которой он обратился к взглядам Аристотеля. Фома Аквинский полагал, что одной из функций государства была охрана церкви. Аквинат различал три элемента власти государства: сущность, происхождение, использование. Сущность – порядок отношений подчинения и господства, при котором низшими слоями движет воля правящих лиц. Происхождение государства было результатом естественной склонности людей к общественной жизни, но оно предопределялось Богом и опосредовалось разумом человека. Фома не исключал и общественного договора в качестве метода создания государства. Бывает, что использование власти государства лишается божественности, если правитель приходит к власти при помощи несправедливых средств или властвует несправедливо. В таких случаях суждения о законности власти принадлежит церкви.

Фома выделил три правильные формы (аристократия, монархия и полития) и три извращенные формы (олигархия, тирания и демагогия) государственного устройства. Критерием деления было отношение к законности и общему благу. Первые три формы основаны на обычае и праве, вторые – не ограничены правом и основаны на произволе. Аквинский считал монархию лучшей формой правления, поскольку исторический опыт показал устойчивость государств, в которых властвовал один человек. Аквинат понимал, что монархия может отклониться от благой цели и стать тиранией, которую он считал наихудшей формой. Поэтому на практике следует предпочитать смешанную форму, где ведущая роль принадлежит крупным феодалам.

Учение Фомы укрепляло основы феодального государства, став одним из наиболее последовательных обоснований божественного происхождения власти.

Дата последнего обновления статьи: 18.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot