Период Асука (592-710) в Японии – это важный период в истории раннего японского государства, когда складывалось централизованное японское государство.
Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) являлся японским принцем-регентом при котором начались важные реформы в области государственного управления, начал распространяться буддизм. Носил имя при жизни Умаядо. Правил в период Асука.
Период Асука (592-710) – В это время формируется централизованное японское государство. Формирование такого государства сопровождалось крупными реформами, которые были вызваны кризисом в политической системе государства и в самом японском обществе. Своё имя исторический период получил из-за того, что с 592 по 710 г. резиденция правителей Ямато располагалась в бассейне реки Асука.
Ситуация во внешней политике
Создание в Японии централизованного государства совпало по времени с объединением Китая под властью империи Суй (581-618) и империи Тан (618-907).
Особенно сильным влиянием на японское общество и государство того времени оказали контакты с империей Тан, могущественной китайской империей. В это время происходят интенсивные экономические и культурные контакты между странами. Эти контакты между Японией и Китаем были наиболее тесными между двумя странами за всю историю взаимоотношений между ними.
В 600 г. ко двору империи Суй было отправлено посольство, первое после долгого перерыва. Поскольку последнее было отправлено ещё в 502 г. к династии Лян. Всего в период взаимоотношений между империей Суй и государством Ямато было отправлено 4 посольства. Целью дипломатических визитов было установление прочных экономических и политических контактов между соседями. Японские власти стремились получить информацию об устройстве государственного чиновничьего аппарата, особенностей пользования землей, обложения налогами и образования.
Империя Суй пала, и ей на смену пришла империя Тан. Убедившись в жизнестойкости новой правящей династии власти Ямато отправили туда посольство в 630 г.
Всего же в VII веке в империю Тан было отправлено 6 посольств.
Активно развивались и культурные контакты между двумя странами.
Стала практиковаться отправление на обучение в Китай своих подданных. В 608 г. в империю Суй власти Японии отправили 8 «учеников». А с приходом к власти династии Тан, подобная практика стала набирать обороты. Так, с 653 по 700 г., как минимум 38 человек, «студенты» и буддийские монахи, были отправлены на обучение в могущественный и богатый различными знаниями Китай. А в корейское государство Силла в этот период было отправлено на обучение 10 человек, что по мнению исследователей говорит о смене политической и культурной ориентации в государства Ямато. Главным политическим и культурным ориентиром стал служить Китай, а не как прежде Корея.
Политика Ямато в Корее
В VII в. Япония и государства Корейского полуострова (Пэкче, Силла и Когурё) поддерживали между собою постоянные связи. Наибольшие связи были с Пэкче и Силла.
В 660 г. государства Пэкче и Когурё были разбиты объединенными силами империи Тан и Силла. Пэкче и и Когурё попросили военной помощи у Ямато. Япония прислала армию, та одержала ряд побед на суше, но поражение флота в морском сражении в устье реки Пэккан в 663 г., привело к отзыву японский войск в государство Ямато.
Тем временем на Корейском полуострове уже Силла обратила свои войска против империи Тан, объединила Корею и одержала верх над Китаем.
Ямато установила дипломатические отношения с государством Силла. Правящие верхи Ямато понимали, что они не могут на равных соперничать ни с Китаем, ни с Кореей. Государству и обществу нужны были качественные изменения.
Причинами для реформ служили также следующие моменты:
- необходимость объединить всю правящую элиту чтобы подчинить своей власти все земли, которые подвластны государству Ямато;
- правящему роду было необходимо преодолеть одностороннею поддержку от клана Сога;
- японской элите был привлекателен именно китайский вариант централизованного государства, поскольку именно Китай считался, и справедливо, как источник цивилизации и культуры на Дальнем Востоке.
Преобразования государства в период Асука
В годы правления принца-регента Сётоку, а именно в 604 г., создаются «Наставления из 17 статей». В этих наставлениях формируются общие принципы, согласно которым должно строиться и развиваться японское государство.
Согласно документу, правитель Ямато рассматривался как единоличный правитель, а все члены родоплеменной аристократии - как чиновники. Всё остальное население должно было строго повиноваться воле государя. Однако, выраженная идея абсолютной монархии не соответствовала реальному положению дел в Ямато в начале VII в. что породило сомнения в подлинности самого источника.
Но, вероятнее всего «Наставления» являлись некой программой, которая и должна была обеспечить благоденствие и процветание Ямато.
Реформы Тайка
Тайка – девиз правления государя Котоку, означавший «Великие перемены». В исторической науке встречается термин «переворот Тайка» поскольку, сторонники реформ свергли власть клана Сога, во главе с принцем Наканоэ, и начали проводить реформы.
Первым годом изменений стал 645 г. А в 646 г. уже была провозглашен указ японских властей о реформах. Указ состоял из 4 пунктов, согласно которым должны были проводиться следующие реформы:
- отмена частных владений и зависимых от частных владетелей категорий населения. Введение в жизнь системы государственной собственности на землю. Отмена титулов (кабанэ) оми, мурадзи и др. Чиновники, занимавшие высшие посты получали в кормление дворы. А средние и мелкие чиновники получали за службу государю полотно и шелк;
- административная реформа. Была введена новая система административно-территориального устройства. Эта система состояла из столицы, столичного района (Кинай), провинции (куни), уездов (гун) и деревни (ри). Также были созданы почтовые станции, ставщие впоследствии важной частью японской инфраструктуры и облегчившей связь между центром и регионами;
- вводилась надельная система землепользования. После составления подворных реестров и налоговых сведений население, подчиненное государству стало наделяться землёй. В конце VII в. государственной властью был определен размер компенсации, которая получала знать, за те земли, которые были объявлены собственностью государства. При этом государство старалось избежать и не допустить превращения кормлений в наследственное владение;
- налоговая реформа. Установление троякой системы налогов: зерновой (2 снопа и 2 связки с примерно 0, 12 га), смешанная подать, которая вносилась тканями или ватой, или же трудовой повинностью населения.
Итак, реформы Тайка имели своей целью создание сильной и крепкой государственной организации, основанной на территориальных принципах.