История развития Индии делится на несколько периодов.
Дохараппский период
Древнейшие каменные изделия эпохи палеолита, найденные на территории Индии, относятся к Ашельскому периоду. В этот период от собирательства и охоты люди перешли к производству съедобных продуктов, начало развиваться сельское хозяйство.
В IV тысячелетии до н. э. получили распространения изделия из бронзы, появляются первые керамические изделия, в это же время в долине Ганга начинают осваивать культуру риса. На рубеже V тысячелетия до н. э. в долине Инда появляются халколитические культуры.
Халколит – медный век, медно-каменный век – период в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.
В период неолита на территории древней Индии одомашнивают зебу и буйволов, возделывают зерновые культуры. К середине IV тысячелетия до н. э. на берегах Инда появляются первые деревни (самая известная – Амри). С появлением деревень начинают осваивать заболоченные и покрытые густыми зарослями долины Инда.
Хараппская цивилизация
Индийскую цивилизацию принято также называть Хараппской по Хараппе – древнему городу, в котором в 1921 году велись раскопки и были найдены находки, связанные с Хараппской культурой.
Главным итогом этих археологических раскопок стало открытие первой развитой городской цивилизации бронзового века во всей Южной Азии, по типу схожей с Египетской и Месопотамской цивилизациями. Территории этой цивилизации были столь велики, что называть одну из самых великих древних культур по имени всего лишь одного города, пусть и важного центра, было неправильно. Долина Инда стала колыбелью для этой цивилизации, поэтому она и получила название «Индийская». Сегодня известно более 300 городов, прямо или каким-то образом связанных с индийской цивилизацией.
Развитие Индийской цивилизации
Датировка появления Индийской цивилизации сильно осложняется тем, что ученые до сих пор не могут расшифровать ее древнюю письменность, для установления дат применяется метод сравнения находок того периода.
В основном, выделяют ранний, переходный и поздний периоды в развитии Индийской цивилизации. Каждый из этих периодов делится на несколько этапов. Зарождение городского уклада жизни в долине Инда датируют первыми веками III тысячелетия до н. э. Расцвет Индийской цивилизации относится к последнему веку III тысячелетия до н. э.
Появление цивилизации в долине Инда не находит и сегодня внятного объяснения, ее возникновение и развитие было таким стремительным, что ни в одном из поселений не было найдено ни одного слоя примитивной стадии развития, как это было в Древнем Риме и Месопотамии, поэтому существует точка зрения, что основателями Индийской цивилизации были первые переселенцы из Месопотамии.
Ведический период
Ведический (индоарийский) период (вторая половина 2 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. до н.э.) связан с появлением индоарийских племен на территории древней Индии, в эту эпоху появляется классовое общество.
Этот период начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продлился примерно до VII-VI вв. до н.э. По мнению самих индусов, религия Вед появилась значительно раньше – 6 тыс. лет назад. Ведический период начинается с Вед, которые являются главными священными сочинениями и религиозными текстами и в наши дни.
Веды – сборник древнейших священных писаний индуизма на санскрите.
Еще этот период называют Ведизмом, имея ввиду развитие учений арийских племен, основу Ведических писаний составляет вечная борьба добра и зла.
Магадхо-маурийский период
Магадхо-маурийский период (вторая половина 1 тыс. до н.э. – II в. н.э.) – период становления и развития империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. н.э.) – самого большого государственного образования на территории Древнего Востока, этот период длился четыре столетия.
Началом магадхско-маурийского периода историки обычно считают середину первого тысячелетия до н. э. и занимает он важное место в истории развития культурной жизни Индии. Маурийский период славится подъемом экономики и развитием письменности.
По сравнению с предыдущим периодом в магадхско-маурийскую эпоху появляются первые датированные тексты и сочинения, которые хранились при дворце царя Чандрагупты.
К этому времени относится появление политического трактата «Артхашастра», авторство которого было приписано советнику Чандрагуты.
Артхашастра – древний индийский политический и экономический трактат.
В распоряжении исследователей магадхско-маурийской эпохи были тексты буддийского канона, в которых совместно с изложением вопросов доктрины и этики буддизма содержится ценный материал по политическим, социальным и культурным направлениям жизни общества.
Буддийский период
Середина I тыс. до н. э. время кризиса древней Индии, появляются противники брахманизма и новые учения, как результат разочарования в ведической религии с ее ритуалами, возникают конфликты между двумя сословиями – брахманами и кшатриями.
Важным обстоятельством становится то, что и Будда, и основатель джайнизма Вардхамана Махавира были выходцами из кшатрийского сословия. Таким образом, ведическая религия начинает переживать кризис, появляются философы и отшельники, отвергающие авторитет вед и поставивших целью самостоятельно найти истину с помощью философии и йоги, одним из таких и был Будда, создатель буддизма.
Классический период
Классический период связан с формированием кастовой и экономической системы. Северная Индия вновь становится ареной вторжения вражеских сил с северо-запада. Самым первым из интервентов было Греко-бактрийское царство.
В I веке до н. э. из сопредельного с Кашмиром государства кочевников-саков предпринято широкое завоевание, которое привело к образованию нескольких владений, самым крупным из владений стало Индо-скифское царство.
Другой объединительницей северной Индии становится династия Гуптов, царь которой Самудрагупта (335—380 гг.) в своих походах дошел до Гималаев и верхнего Инда. Его сын Чандрагупта II Викрамадитья (380-415 гг.) ввёл Индию в «золотой век» её развития. Несмотря на это, и держава Гуптов не смогла противиться ещё одному вторжению с северо-запада, на этот раз организованное иранскими кочевниками эфталитами, в IV-V веках создавшими государство, которое включало в себя и территорию гуптской Индии, это событие считается концом древней истории Индии.