Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственный строй Древней Индии

Все предметы / Право и юриспруденция / Государственный строй Древней Индии

Первые государственные образования Древней Индии

Уже в III веке до н.э. на территории Древней Индии существовали крупные города - центры ремесленного производства и торговли, развитое земледелие, имущественное расслоение населения.

Замечание 1

Ведический период (вторая половина II в. до н.э. - середина I в. до н.э.) характеризуется углублением социального расслоения и формированием в долине Ганга государственности. Этому способствовало проникновение с северо-запада на территорию Древней Индии индоарийских племен, которые консолидировались примерно на рубеже III - II вв. до н.э. в районах Прикаспия и Причерноморья.

К началу проникновения ариев (XIV-XIII вв. до н.э.) в долине Ганга поживали этнические общности дравидов и мундов, которые частично были оттеснены к югу, а частично ассимилированы ариями, выступающими носителями более высокой духовной и материальной культуры. Историческими памятниками этого периода стали веды – священные индусские книги.

В I в. до н. э. в Древней Индии складывались примитивные государственные образования (на основе союза племен или отдельных племен в форме своеобразных племенных государств). В этих образованиях племенные органы перерастали в органы государственного управления.

В государственных образованиях-монархиях главную роль играли кшатрии или брахманы. Политическое руководство в республиках осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители индийских прото-государств, раджи:

  • выполняли функции управления;
  • вершили суд;
  • обеспечивали внешнюю безопасность;
  • распоряжались фондом земель (в качестве военачальников), наделяли землей знать, брахманов, храмы;
  • собирали ренту-налог.

В отдельных государственных образованиях должность правителя (царя) была выборной. Принцип получения царственности по наследству утвердился позднее. Вся полнота власти при выборных монархах была сосредоточена у совета старейшин. Однако, по мере создания административных органов, укрепления власти правителя, совет старейшин превращается в паришад - совещательный орган при монархе. В тоже время оставались неизменными зависимость правителей от военной кшатрийской аристократии и брахманской ученой верхушки, причем между представителями правящих варн постоянно шло соперничество.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственный строй Древней Индии в IX-VIII вв. до н.э.

Государственный строй Древней Индии в IX-VIII вв. до н.э. возник на основе старых племенных государств, трансформирующихся по мере развития торговли и ремесла городских центров. Так образуются первые относительно крупные государства, ведущие между собой постоянные войны.

Замечание 2

Это был период возникновения слабых государственных образований, которые появлялись, быстро росли, и столь же быстро приходили в упадок.

Это было обусловлено следующими причинами:

  1. Жесткая варново-кастовая система была определенной альтернативой государственной власти, имеющей принудительный характер и характеризующейся неукоснительным соблюдением, следованием религиозно-нравственных установок, кастовым конформизмом.
  2. Крепость общинной организации. Индийская община обладала замкнутостью и автономностью. Было характерно натуральное хозяйство, патриархально-патронажные межкастовые взаимосвязи части общины, занимающейся земледелием с ее ремесленниками. Община получила название «джаджмани». Адаптивность и одновременная самодостаточная устойчивость сделали ее внеисторичной (в определенном смысле).

Государственный строй Древней Индии в V-III вв. до н.э.

Процессы политической консолидации, которые были значительно ускорены внешней угрозой привели к появлению относительно сильных государств Древней Индии Магадхи и Кошалы, соперничество между которыми в IV в. до н.э. привело к победе. Магадхи занимало более выгодное стратегические и географические положение относительно Кошалы.

Система межкастовых, внутриобщинных экономических взаимосвязей «джаджмани» консервировала застой в социальной жизни деревни. Это наблюдается и в настоящее время в отдаленных от индустриальных центров и городов Индии поселках.

Упрочение господства правящей династии в Магадхе способствовало созданию империи Маурьев. Наивысшего расцвета Империя Маурьев достигла в период правления Ашоки, в III в. до н.э. В это время в Древней Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Границы монархии простирались с севера, от Кашмира и Гималаев до юга (Майсура), от территории современного Афганистана По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судебная система Афганистана подробнее на западе до восточных областей Бенгальского залива.

Формированию Империи По данной теме мы уже выполнили реферат Организация центрального управления империи подробнее способствовали:

  • регулярные войны и покорение некоторых племен и народов;
  • установление вассальных отношений между отдельными княжествами и Магадхой;
  • распространения религиозно-культурного влияния наиболее развитых областей северо-восточных территорий Индии.

Относительная централизация держалась на политике объединения страны, проводимой Маурьям и их военной силе. В состав Империи входили полуавтономные государства, обязанные Маурьям военной помощью и выплатой дани, республиканские государства-общины, сангхи и ганы, родоплеменные объединения.

В империи Маурьев происходила постоянная борьба двух тенденций: к раздробленности и сепаратизму и установлению единодержавного правления. Во II в. до н.э. окончательно победила тенденция к раздробленности.

Центральный административно-военный аппарат по сравнению с другими государствами был относительно слаб, что было связано с сохранением важнейшей роли органов общинного самоуправления в государстве. В монархических государствах Древней Индии в периоды их значительного усиления, власть древнеиндийских царей не была, в прямом смысле этого слова, деспотической. Она во многом сдерживалась положением господствующей наследственной знати в государстве, самоизоляцией общин, установившимися религиозно-этическими нормами. Так, религия исключала законодательные функции царей, утверждала неизменность и незыблемость норм права, представленных в ведах. Веды толковались исключительно мудрецами-брахманами.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис