Античность — термин, обозначающий греко-римскую древнюю цивилизацию во всех ее многообразных исторических формах. Этот термин впервые начал употребляться во французском языке в начале XVIII века для обозначения особого вида искусства. Множество последующих исследований в области истории искусств привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности.
В дореволюционной России для обозначения этого периода использовался обычно термин «классическая древность».
Общая периодизация
В античности обычно выделяют следующие периоды:
- Ранняя античность (VIII век до н. э. — IV век до н. э.), когда расцветают греческие полисы и возникает Римское государство;
- Классическая античность (IV век до н. э. — II век н. э.), на которую приходится распространение греческой и римской цивилизаций (от Александра Македонского до смерти императора Марка Аврелия);
- Поздняя античность (конец II/III век —V/VI век), в которую происходит упадок Римской империи. От императора Марка Аврелия до падения Римcкой империи в 476 году, или смерти «последнего римлянина» Боэция в 526 году, или закрытия в Афинах Академии императором Юстинианом в 529 год). С распадом Западной Римской Империи началась новая эпоха — средневековье.
В геополитическом контексте временные периоды могут варьироваться. Например, расцвет древнегреческой цивилизации отмечается раньше, чем Римская империя. Кроме того, на территории Восточной Римской империи античная цивилизация раньше зародилась и позже угасла, чем в западной части, где на разрушение её уклада повлияли вторгшиеся германцы. Тем не менее, культурное наследие античности в своем позднем виде довольно хорошо сохранилось в быту, языке и традициях большинства современных народов романской группы, а от них передалось другим средиземноморским народам (южные славяне, турки, арабы, евреи, берберы).
Можно отметить и тот факт, что во многом элементы классической античности (законы, традиции, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Византийской империи вплоть до XI века, когда началось вторжение племен турок-сельджуков.
География античности
В древности Балканская Греция занимала территорию около 88 тысяч км кв. На северо-востоке граничила с Македонией, на северо-западе с Иллирией, на юго-востоке омывалась Миртойским, на востоке Эгейским и Фракийским, на западе Ионическим морями. Она включала в себя три региона: Северную Грецию, Центральную Грецию и Южную Грецию (Пелопоннес). Северную Грецию горный хребет Пинд делит на восточную (Фессалия) и западную (Эпир) части. Центральная Греция огорожена от Северной горами Эта и Велухи и состоит из десяти областей: Акарнания, Локрида Озольская, Этолия, Мегарида, Дорида, Локрида Эпикнемидская, Фокида, Локрида Опунтская, Беотия и Аттика. Пелопоннес с остальной Грецией соединялся узким (до 6 километров) Коринфским перешейком.
Центральной областью на Пелопоннесе была Аркадия, граничившая на юге с Лаконией и Мессенией, на западе с Элидой, на севере с Ахайей, на востоке с Флиасией, Арголидой и Сикионией; в северо-восточной части полуострова располагалась Коринфия.
В островной Греции насчитывалось несколько сотен островов, которые образовывали четыре крупных архипелага — Северные Спорады на севере Эгейского моря, Киклады на юго-западе Эгейского моря, Ионические острова у западного побережья Греции, Додеканес на юго-востоке Эгейского моря. Самые крупные греческие острова: Крит, расположенный к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, которую от Центральной Греции отделял узкий пролив Эврип. У западного побережья Греции самыми значительными островами были Лефкас, Керкира, Закинф и Кефалиния.
Балканская Греция была в основном гористой страной (её с севера на юг пронизывают два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной многочисленными заливами и бухтами береговой линией.
Наследие античности
В современности ощущается огромный след античности.
Анализ предпочтений читателей различных средств массовой информации показывает, что общество на рубеже XX—XXI веков находится на волне интереса к наследию античности. Во всем мире ведутся интенсивные археологические работы, результаты которых немедленно привлекают внимание средств массовой информации и становятся предметом общественного обсуждения.
В преддверии Великой французской революции многие философы-материалисты обращались к Лукрецию. Его учение об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о возникновении мира из атомов, о естественном договоре, который объединяет людей для общей пользы, о законе, который установлен людьми для своей же пользы и может быть отменен ими, когда он перестает удовлетворять этой пользе, было созвучно самым передовым теориям той эпохи. Такими же созвучными были идеи равенства, народовластия, свободы, справедливости, хотя они стали пониматься гораздо шире, чем в античности, после того, как стали революционными лозунгами.
В XIX веке сформировалась теория «греческого чуда», которая предполагала абсолютное совершенство искусства классической Греции, в сравнении с которым более поздние искусства эллинизма и Рима были упадком и эпигонством.
Развитие книжного дела стимулировало знакомство с античными авторами и изучение их. Геометрия Евклида, теорема Пифагора, закон Архимеда стали изучаться в школе. Труды географов античности, предполагавших шарообразность Земли и вычисливших её объём, имели большое значение для великих географических открытий. Философские системы мыслителей античности вдохновляли философов Нового времени.
Европейские литература и театр постоянно обращались к античному наследию, и их связи становились всё более многообразными. Античные романы переводились, а новые писались в подражание им.
Множество античных сюжетов и образов — героев, богов, богинь, битв и празднеств — служили художникам и скульпторам темами. Художник Давид, активный участник Великой французской революции писал античных героев, преисполненных гражданских и патриотических чувств.
Римское право стало фундаментом романо-германской семьи правовых систем.