Краткая история Ордена
Орден Иезуитов, также известный как Общество Иисуса – это мужской католический орден, члены которого являются регулярными священнослужители, именуемыми «иезуитами».
Орден был основан Святым Игнатием Лойолой, Святым Франсуа Ксавье, Сен- Пьером Фавром в 1539 году и официально утвержден в 1540 году Папой Павлом III. Распущенный в 1773 году, а затем восстановленный в 1814 году Папой Пием VII, Орден существует до сих пор.
Как и другие религиозные организации, иезуиты соблюдают три традиционных обета:
- бедности,
- целомудрия,
- послушания.
Также у иезуитов есть и четвертый обет – особое послушание папе в отношении миссий. Они подчиняются «Конституции», составленной Игнатием Лойолой и одобренной Первой Общей конгрегацией, согласно которой они не придерживаются каких-либо определенных религиозных обычаев, а следуют в этой области тем же традициями, что и светские священники. Они не ищут почестей: в их истории мало епископов или кардиналов. Франциск, избранный в марте 2013 года, является первым иезуитом, ставшим Папой Римским.
Призвание иезуитов – служить католической церкви. Это побудило их принять участие в посттридентийской контрреформации и направить свою деятельность на евангелизацию, социальную справедливость и образование. Они быстро сформировали первый учебный корпус современного католицизма. С XVI века их служение осуществляется, в частности, в Европе, в Латинской Америке, на Дальнем Востоке и Индии.
Строительство первых колледжей
Спустя десять лет после своего создания Орден иезуитов открыл свой первый колледж, который принимал в числе прочих «мирских» студентов. Многие современные историки интересовались ролью Общества в контрреформационном движении. Действительно, Орден внес большой вклад в успех католической Реформации, но также и в зарождение современного гуманизма. Кроме того, Общество Иисуса сыграло важную роль в создании качественного среднего образования.
Орден иезуитов был заинтересован в обучении молодежи. Более того, до разрешения Папы Павла III на создание Ордена молодые люди активно поддерживали идеи иезуитов. С 1549 года присутствие иезуитов можно было обнаружить в двадцати городах, таких как:
- Рим,
- Гоа,
- Лиссабон и др.
В 1551 году Игнатий Лойола основал Римский колледж, который вскоре стал учебным заведением для иезуитов всего мира. Он пользовался отличной репутацией в аристократических семьях. В 1552 году было построено одиннадцать колледжей. В 1543 году к Ордену присоединился Пьер Канизиус. Игнатий отправил его в Мессину, где он основал первый иезуитский колледж на Сицилии.
Международная деятельность иезуитов
Миссии в Африке
В 1541 году Святой Франциск Ксаверий по пути в Азию сделал остановку в Мозамбике, что способствовало распространению иезуитов в Африке. Во второй половине XVI века иезуиты прибыли в Эфиопию для экуменической миссии и поселились в Королевстве Конго. В Луанде – городе, основанном португальцами, в 1574 году иезуиты основали колледж – колледж Сен-Поль.
В 1660 году португальский иезуит отец Бальтазар Теллес опубликовал отчет о своей поездке в Эфиопию «Histoire de l'Ethiopie» («История Эфиопии»).
Миссии в Азии и Китае
Среди стран, исследуемых иезуитами, был Китай, куда для осуществления миссии были отправлены двое их братьев:
- Микеле Руджери,
- Маттео Риччи.
Они прибыли в Китай в 1583 году и смогли добиться расположения Императора.
Отец Маттео Риччи вскоре получил признание мандаринов, грамотных китайских чиновников, и фактически стал первым китаистом. В 1594 году Риччи стал мандарином. Эта миссия иезуитов принесла свои плоды, поскольку в 1610 году, когда умер Риччи, в Китае было уже около 400 католиков.
Александр Родосский романизировал вьетнамский алфавит в 1623 году. Два миссионера-иезуита: Иоганн Грюбер и Альберт Дорвиль, прибыли на Тибет в Лхасу в 1661 году. Франсуа Ксавье высадился в Гоа в 1542 году и основал там первый иезуитский колледж, а затем отправился в Японию, куда он прибыл 27 июля 1549 г. Даймио Омура Сумитада предоставил иезуитам Нагасаки в 1580 году, но Япония переживала период политической нестабильности, и Тоётоми Хидэёси забрал земли в 1587 году, а затем изгнал иезуитов из страны.
В конце XVI века иезуиты приступили к массированной операции по христианизации Гоа.
Миссии в Европе: время Контрреформации
В нескольких регионах мира иезуитам приходилось бороться с протестантским влиянием. Активно участвуя в Контрреформации, они выступали против Коперниканской революции.
Ученые-иезуиты Римского колледжа охотно следили за научными открытиями и утверждали, что обладают монополией на эффективные научные теории. Их астрономы отрицали заслуги Коперника.
Конфликт Галилея с некоторыми членами Колледжа, в частности с Кристофом Шайнером – первооткрывателем солнечных пятен и астрономом Орацио Грасси, в конечном итоге привел к тому, что Галилей покинул ряды иезуитов.
В Италии иезуиты пользовались привилегиями, в частности, благодаря репутации Римского колледжа, в котором преподавали известные профессора, например, Клавиус.
В Испании же, напротив, царила атмосфера напряженности. При Папе Клименте VIII конфликт между иезуитами и доминиканцами вспыхнул после публикации работы иезуита Луиса де Молины «Соглашения о свободной воле с дарами благодати». Публикация этого произведения привела к битве между иезуитами и испанскими доминиканцами. Этот конфликт продлился до 1594 года, когда дело было рассмотрено в Риме папой Павлом V.
В 1580 году иезуиты создали отделение Ордена в Париже, в районе Марэ. В мае 1641 г. кардинал Ришелье отпраздновал там первую мессу и дворянство пришло слушать проповеди иезуитских проповедников.
Миссии в Америке
Первыми иезуитами, которых Игнатий послал в Америку, были испанец Хосе де Анчиета и португалец Мануэль да Нубрега. Они были отправлены для осуществления миссии в Бразилию.
Видя притеснение индейцев, Орден разработал новый способ их евангелизации: овладение языками коренных народов, изучение и сохранение местных обычаев, создание социальной организации коренных общин. Собирая индейцев вокруг своих монастырей, иезуиты защищали их от притеснений колонистов.
В 1566 году иезуиты прибыли в Перу, где они разрабатывали систему «Réductions». Это слово означает попытку собрать, соединить (по-латыни: reducere) коренное население в одном месте и расселить его.
Иезуиты создали миссии для индейцев мохо (или мокос), чикитос и гуарани. Сделав акцент на соблюдении всех положений испанского законодательства о защите индейцев, они заручились поддержкой испанских официальных лиц.
Иезуиты поселились в Мексике в 1572 году, в Квебеке в 1625 году и, подобно отцу Жаку Маркетту, путешествовали по обширной территории Новой Франции и Канады к Великим озерам и реке Миссисипи. Между 1634 и 1760 годами они учредили серию иезуитских миссий в Новой Франции с целью распространения христианской религии среди местных индейцев, а также для поддержания мира между коренными народами.
Они также участвовали в испанских миссиях в Калифорнии. В Южной Америке, особенно в Бразилии и Парагвае, миссии иезуитов вызывали осуждение испанских и португальских колонистов, так как иезуиты выступали против системы порабощения.