Общественная мысль Великобритании о Великой Французской революции – это важный источник истории развития политической мыслив Великобритании, повлиявший на эволюцию консервативных, либеральных и социалистических идей.
Великая Французская революция 1789 1799 г. – одно из значимых событий в мировой истории, которое привело к резкому изменению социальной и политической ситуации во Франции, а потом и в ряде других европейских стран. Была свергнута абсолютная французская монархия и в 1792 г. установлена Французская республика. Конец Французской революции специалисты относят к 1799 г., когда к власти пришел Наполеон Бонапарт.
Мы рассмотрим труды и размышления Э. Бёрка, Дж. Макинтоша, У. Годвина. Их работы исследователи связывают с развитием консервативной традиции освещения Великой Французской революции в трудах Э. Бёрка, либеральной, представленной работами Дж. Макинтоша и социалистической, которая представлена в произведениях У. Годвина.
Эдмунд Бёрк (1729-1797)
Сын дублинского адвоката, да ещё и ирландца, Эдмунд смог благодаря своему характеру и таланту пойти наперекор воле отца, пославшего его обучаться юриспруденции, и стать журналистом (и лишиться отцовских денег), а потом и идеологом-организатором партии вигов после того как в 1765 г., его пригласили стать личным секретарем лорда Рокингема, главы партии вигов.
В отличие от многих своих соотечественников Э. Берк не разделял их оптимизма в отношении падения деспотической власти во Франции. Его основные взгляды были выражены в работе “Размышлениях о революции во Франции” (1790), в последствии развивавшиеся и дополнявшиеся.
Основой взглядов Э. Бёрка был сочетание идей религиозных и светских воззрений, его взгляды определялись прежде всего его христианским мировоззрением на окружающий его мир.
Он отрицал возможность создание некоего идеального социального строя в какой-либо стране и в каком-либо времени ещё до событий Французской революции. По мнению Э. Бёрка, попытка устроить идеальное социальное устройство ведет к тяжелым последствиям, вызывая общественный кризис. И Французская революция стала именно таким первым в мире экспериментом по устройству идеального общественного устройства, и его естественным результатом стало установление во Франции якобинского террористического режима, война во всей Европе, социальный и экономический кризис в самой Франции.
К концу его жизни опасения Э. Бёрка стали действительностью. Французская республика вела активные революционные войны и стала угрожать интересам и могуществу Англии, что привело к новому витку противостояния между Великобританией и Францией. Бёрк в своих последних памфлетах считал, что война с Францией должна вестись не за новые земли, а для уничтожения утопической революционной власти и идеи, влекущей смертельную угрозу цивилизации.
Джеймс Макинтош (1765-1832)
Джеймс Макинтош родился в семье мелкого шотландского дворянина. Местом его рождения было местечко Олдоури на берегу знаменитого в будущем озера Лох-Несс. В это время легенды об озерном монстре еще не было, и потому Джеймс интересовался не неизвестным никому ещё чудищем, а вещами более практическими. Из-за недостатка средств ему не удалось заняться изучением права или книготорговлей. Зато он блестяще закончил в 1787 г. медицинский факультет Эдинбургского университета, но карьера медика тоже не задалась, а практика в Санкт-Петербурге сорвалась. И потому он занялся написанием политических памфлетов.
В 1789 г. Макинтош вместе с молодой женой отправился в путешествие на континент и несколько месяцев жил в Брюсселе, собирая материла о Французской революции.
Итогом наблюдений, сбора и анализа материала стал выход его памфлета «Иск галлов», основанного на большом количестве документальной, т.е. основанной на конкретных источниках, информации. В отличие, от концепции Э. Бёрка, аргументы молодого автора были построены на анализе всего исторического опыта Франции, а абстрактные категории наподобие «права человека», играли подчиненную роль в сравнении с остальными данными исторического исследования.
В своём труде, автор утверждал, что причиной Французской революции была идеологическая подоплека, наиболее ярко выраженная мыслителями французского Просвещения, такими как Руссо, Тюрго, Вольтер и другие. Их идеи стали доступны прессе, различным слоям населения, что и привело в результате к краху монархии, а социальный и экономический кризис лишь ускорил революционные события.
Уильям Годвин (1756-1836)
У. Годвин родился в религиозной строгой семье. Поскольку он был кальвинистом, то есть протестантом, но не таким как нужно, и не имел право поступать в университеты. Высшие учебные заведения в этом момент в истории Великобритании были доступны лишь для представителей англиканской церкви.
В результате молодой человек учился в одной из академий диссентеров представителей ещё одного вида протестантизма. Такие академии в то время были не только учебными заведениями, но и центрами политического радикализма.
В 22 года Годвин стал проповедником, а в 1783 г. он перебрался в Лондон, где стал заниматься журналистикой, писать памфлеты, много читать, и в результате к концу 1780-х г. он из фанатичного кальвиниста стал превращаться в атеиста.
Его дорогой в продаже, сложный для восприятия и большой философский труд «Политическая справедливость» вышел в свет в январе 1793 г., когда революция принялась защищать свои завоевания при помощи репрессий, гильотин и военных походов в окрестные государства. В это время английские власти обрушили уже на собственную радикально-демократическую оппозицию репрессии. Но У. Годвина за его книгу не тронули, посчитав, что она слишком велика и сложна для понимания. Но книга всё равно стала популярной и разошлась в «пиратских» копиях.
Главной причиной Французской революции, как и Макинтош, он считал развитие идей Просвещения, но при этом делал более обобщающий вывод, считая, что открытие истины человеческим разумом приводит к избавлению от заблуждений и к прогрессу человечества. Но необходимым условием социального прогресса Годвин считал именно революцию, но отдавал предпочтение убеждению, а не насилию. Покончить с тиранией должно мыслящее и образованное меньшинство.
Философ предполагал использовать для совершенствования общества эволюционные и революционные методы. Согласно Годвину, переход от «деспотии» к демократическому правлению происходит в результате именно революционного переворота, который принимает вид или добровольного отказа от власти правящей элитой, или же насильственным свержением власти («анархией») по требованию большинства населения.