В VII веке в Византии происходит падение уровня культуры. На смену языческим верованиям приходит христианство. Во многих городах под именем святых стали почитаться языческие боги. Жители Патры верили, что апостол Андрей в образе воинственного всадника помог им прогнать славян. Во время сбора урожая винограда они поклонялись Дионису.
Люди по-прежнему верили советам местных колдунов, торговавших разными амулетами, которые якобы должны были защитить их от нечистой силы. Изображениям Христа, апостолов поклонялись как языческим идолам. Статуи одевали в дорогие ткани.
В то смутное время начинают распространяться монастыри и монашество. Одни уходили в монастырь, чтобы спасти свою душу, а другие строили на свои средства церкви и монастыри, считая эти деяния спасительными.
Причины возникновения монашества
Возникновению монашества способствовало несколько причин, в частности, гонения на Церковь со стороны языческих властей. Например, после гонения, которое началось при римском императоре Децие (249-251 гг.) многие верующие бежали в пустыни. Пришедший к власти император Константин Великий объявил на территории Римской империи свободу вероисповеданий для всех религий. К концу IV века христианство стало официальной религией Римской империи.
Еще один фактор, способствующий появлению возникновению монашества, это благоденствие Церкви. Монашеское движение стало реакцией на секуляризацию Церкви и церковного общества.
Многие язычники устремились в Церковь, число жителей Византийской империи, исповедовавших христианскую религию, стало расти. Многие становились приверженцами христианства, глядя на императора, а некоторые приходили в Церковь с корыстными намерениями – чтобы быстрее продвинуться по карьерной лестнице.
На фоне распространения христианства в империи все еще существовали языческие обряды и суеверия.
Образ жизни византийских монахов
Роль монастырей в жизни империи была огромной. Из монахов вышло большинство епископов, получавших таким образом высший духовный статус.
Представители низшего духовенства имели право заводить семью, а вот епископы давали обет безбрачия.
Монашеским обетом подчеркивалось в первую очередь именно отречение от «социума». Человек, ставший на путь монашества, должен был отвергнуть мир, сделаться странником и скитальцем, чужестранцем в мире, во всех земных городах. Предполагалось, что от мира отрекаются все христиане, обитая в земном мире, как странники.
Монастыри были относительно независимыми, несмотря на все попытки светских и церковных властей установить над ними контроль.
Образ жизни в таких монастырях существенно разнился – от «идиоритмического», при котором каждый из монахов следовал собственному жизненному ритму, совершая богослужения и трапезничая независимо от других членов братии, до киновийного (от греческого койнос биос -- «общая жизнь»), при котором богослужения и молитвы, труд и трапезы совершались согласно обязательному для всех уставу.
Монастыри получили широкое распространение в Константинополе, в Эгейском регионе, на северо-западе Малой Азии, а также в некоторых районах Балкан, в Каппадокии и в Понтийском регионе. Самым знаменитым стал монастырь на горе Афон (Святой горе). Он и сейчас является важнейшим центром монашеской жизни.
Монахов в Византии было немного.
Роль монастырей в жизни Византийской империи
Монахи играли важную роль не только в религиозной, но и в политической жизни общества. Они были выразителями мнения народа. Также монахи являлись духовниками разных лиц – как влиятельных, так и простолюдинов.
Роль монастырей возрастет после первого периода иконоборчества, когда монахов, особенно из некоторых монастырей столицы, провозгласили героями иконоборческой оппозиции, возглавившей борьбу против ереси и зла.
После этого монахи начинают чаще вмешиваться в вопросы этики. После окончания иконоборческого периода выходит все больше патриархов происходит из среды монахов.
Некоторые монахи позволяли себе высказывать свои суждения в общении с императорами, оказывая тем самым влияние на решения в области политики. В повседневной жизни высокопоставленные персоны часто обращались за советом к духовному наставнику, который помогал им принимать решения.
Монахи и монастыри играли важнейшую роль в культурно-идеологической жизни византийской империи. В глазах византийцев монахи выступали в роли защитников от нечистой силы и злых духов.
По мнению жителей империи, монахи, которые отреклись от мира и вели аскетический образ жизни, имели очевидные преимущества в борьбе с темными силами, благодаря своей духовной чистоте.
Монахи были наставниками и в духовно-нравственных вопросах, имевших большое значение для христиан.