Шаолинь — это буддийский монастырь, расположенный на горе Суншань в центральном Китае (г. Дэнфэн, провинция Хэнань).
Ранняя история монастыря
Еще в начале V века в этом месте возник даосский монастырь, в котором жил Коу Цяньчжи, однако позже после начала гонений на даосизм монастырь был занят буддистами.
Монастырь основан при поддержке императора Сяо Вэнь-ди из династии Северная Вэй в 495 году индийским буддийским монахом по имени Бхадра (Бато). В монастыре в 530-х останавливался первый патриарх направления чань-буддизм Бодхидхарма (Путидамо, Дамо). Монах Бодхидхарма передал шаолинским монахам метод, который коренным образом изменил течение всей их буддистской практики. Наряду с этим методом они получили новые способы совершенствования в поддержании физического здоровья и медитации.
Согласно легенде, в 620 году 13 шаолиньских монахов помогли императору Ли Шиминю (599-649) сохранить престол, и монастырь получил высочайшее позволение на содержание монашеского войска. Таким образом Шаолинь стал краеугольным камнем в деле восстановлении династии и был прославлен в качестве центра боевых искусств.
Монастырь в ХХ веке
Военачальник Ши Юсань в 1928 году поджег монастырь. Уничтожению подверглись уникальные письменные источники, такие, как трактат Чжан Саньфэна, считавшийся источником тайцзицюань. В это время храм уже не имел мастеров.
Позднее, сын мастер Цзи Циня У Шаньлин получил предложение вернуться для возрождения традиционных знаний и самобытной культуры Шаолиня. В этот период он оставался в монастыре и в течение трех лет обучал монахов. Таким образом, последние мастера Шаолиня свои знания получили от него.
В связи с тем, что монастырь почти полвека пролежал в руинах, появились проблемы с возвращением традиций монастырю (по некоторым источникам, после окончания Второй мировой войны на монастырских развалинах всего жило семь монахов, из которых с шаолиньскими боевыми искусствами были знакомы лишь трое). Поэтому китайские власти привлекли к возрождению монастыря народных мастеров ушу, хоть каким-то образом знакомых с традициями Шаолиня.
В 1982 году после выхода на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прошла волна интереса к Шаолиню, и в монастырь пришло множество новых послушников, изучавших буддизм и тренировавшихся.
Настоятелем монастыря в 1986 году был официально утвержден Синчжэн (мирское имя — Ли Тайбао), который на общественных началах с 1951 года занимал пост хранителя монастыря, однако он скончался в 1987 году. После его смерти всеобщим голосованием чань-буддистского сообщества на должность настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря был утвержден Ши Юнсин.
К Шаолиню восходят многие школы боевых искусств. Среди школ, заявляющих о духовном родстве с Шаолинем, наиболее известны китайская Шаолинь цюань и японская Сериндзи-кэмпо.
В результате популярности Шаолиня в массовой культуре, монастырь сильно разросся, были вложены большие средства в индустрию туризма и благоустройство региона. В монастыре и вокруг существует большое число коммерческих школ боевых искусств, которые рассчитаны на иностранных туристов.
В 1994 году шаолиньский монах в 34-м поколении Ши Яньмин в США основал шаолиньский храм. В храме широкому кругу преподается философия чань-буддизма посредством медитативных техник или боевых искусств: ушу, цигун, тайцзицюань. Среди учеников есть такие известные личности, как RZA и Уэсли Снайпс.
В 1999 году Вячеслав Михайлович Рогов, бывший учеником настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Ши Юнсина, основал в России официальное представительство Шаолиньского монастыря. В 2017 году открылся йога-центр Территория Дзэн, в основу которого легли все чаньские принципы образа жизни. С благословения настоятеля ведущие монахи проводят в нем обучающие ретриты и семинары.
В 2011 году шаолиньский усен (воин-монах) Ши Янбин в России основал школц цигун и ушу Шаолиня. В этой школе широкий круг людей проходит обучение боевым искусствам и медитативным техникам, таким как: ушу, цигун и тайцзицюань.
Мифический «Южный Шаолинь»
Согласно легендам, в провинции Фуцзянь находился «Южный Шаолинь».
В 1930-1940-х годах китайский исследователь истории ушу Тан Хао провел полевые исследования, в ходе которых установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало, и он был выдуман в средневековом приключенческом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!»), описывающем как один из будущих китайских императоров якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал в переделки), а настоятель монастыря Чжишань, монахиня Умэй и прочие — просто персонажи романа. Так как большинство населения было неграмотно, то литературные произведения пересказывались на рынках за деньги, и многие простые люди не отличали художественного вымысла от рассказов о реальных событиях; тем более крестьяне не могли проверить, что многие упоминаемые в рассказах о «Южном Шаолине» географические объекты находятся на самом деле в тысячах километров друг от друга.