Концепция внешней политики Ирана после исламской революции
В Иране нет официальной и четко сформулированной концепции внешней политики, которая формируется под влиянием как внутренних, так и внешнеполитических факторов и представляет собой соответствующие принципы, лежащие в основе этой концепции. Эти принципы не упоминаются в прессе и о них не говорят открыто. И все же их можно вывести, анализируя практическую деятельность лидера страны и правящих кругов в сфере внешней политики, а также выступления и заявления отдельных представителей руководства Ирана, которые публикуются в периодических изданиях страны (Исламской Республики Иран) и соответствующих изданиях Министерства иностранных дел Ирана.
Поскольку официально признанной внешнеполитической концепции в Иране нет, а есть только отдельные концептуальные ориентиры, важно прояснить основные цели иранского руководства и методы их реализации. В декабре 1993 г. президент Ирана А.А. Хашеми-Рафсанджани заявил, что в ходе реализации второй пятилетки Ирана (1994-1999 гг.) страна будет придерживаться следующих принципов внешней политики:
- обеспечить безопасность государства от внешних угроз;
- обеспечить территориальную целостность государства, поддерживая добрососедские отношения со странами, граничащими с Ираном;
- защитить всех мусульман мира с учетом приоритетов Ирана;
- распространить и продвигать исламскую культуру в мире;
- создать условия для привлечения иностранных инвестиций и импорта технологий.
Анализ этих направлений внешней политики Ирана в 1990-х гг. показывает, что, хотя первые три из них имеют военное содержание, они нацелены не столько на укрепление обороны страны, сколько на усиление наступательной способности ее армии. Внешняя политика, имея наступательный характер, преследует следующую цель – утверждение Ирана не только как «центра силы», но и как «духовного центра» на Ближнем Востоке и в исламском мире в целом. Также третье направление служит оправданием и подтверждением экспортного маршрута шиитской исламской революции в другие страны, в частности, в:
- мусульманские республики Средней Азии и Кавказа,
- Россию,
- Судан,
- Алжир,
- Боснию,
- европейские страны,
- США.
В 1989 г. своим решением Меджлис Ирана пересмотрел список врагов Ирана и их значимость с точки зрения степени потенциальной угрозы, но на практике это событие не повлияло на внешнюю политику, так список и определение противников Ирана, которые были даны Хомейни, используются до сих пор. В этом отношении, например, СССР / Россия продолжают рассматриваться как «враг номер два» и «маленький сатана», хотя ранее Меджлис относил это определение к Ираку.
При этом только четвертое направление внешней политики отражает те изменения и новые тенденции, которые начали проявляться в иранской политике после смерти Хомейни и выражались в желании фундаменталистских иранских прагматиков во главе с президентом Рафсанджани продвигать не экономическую политику самодостаточности и самоудовлетворения а политику, которая предусматривает возможность получения иностранных займов, а также кредитов, необходимых для нужд страны, хотя раньше это было строго запрещено.
Таким образом, все эти направления определяются преобладающей ролью ислама, своеобразной спецификой «исламского пути развития» и жесткими нормами шариата, которые «решительно отвергают национализм во всех его формах».
Внешнеполитическая стратегия Ирана
Основы внешнеполитической стратегии иранского режима в послереволюционный период представлены следующими задачами:
- Первая – проведение независимой политики, проводимой под лозунгом «Ни Запад, ни Восток, а ислам».
- Вторая – обеспечение лидирующих позиций Ирана в мусульманском мире.
- Третья – борьба за лидерство в Персидском заливе и во всем регионе.
- Четвертая – создание условий для прихода к власти и усиления правых и умеренных исламских режимов в странах, контактирующих с Ираном, а также в тех, где к власти пришли местные фундаменталисты, например, Афганистане, в Боснии, в Судане и других странах, вращающихся вокруг исламского Ирана.
При этом сама внешнеполитическая концепция Ирана как теоретически, так и практически сводится к поиску и следованию определенному пути исламского развития, основанному на утопических и мессианских идеях учения Имама Хомейни о необходимости установления власти Ислама во всем мире и создание великих исламских государств в глобальном масштабе. При этом достичь эти мифические цели необходимо за счет распространения исламской революции в другие страны различными методами, включая использование вооруженных сил.
Реализация этой концепции и этих принципов и указаний, а также других мер, принимаемых иранским руководством, включая усиление вооруженных сил страны, их оснащение самыми современными видами оружия, не только оборонительного, но и наступательного, а также создание национального военно-промышленного комплекса, все это свидетельствует о превращении Ирана в серьезный «центр силы» не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и во всем исламе и странах третьего мира.
Формально иранцы не используют термин «центр силы», но на практике иранские фундаменталисты, недовольные достигнутыми ими в мусульманском мире определенными успехами, перенесли свою деятельность даже в западные страны:
- Германию,
- Францию,
- США,
- Англию,
- Японию.
Тегеран начал действовать как посредник в урегулировании ряда региональных конфликтов, включая Карабахский конфликт, стремясь примирить Армению и Азербайджан, Афганский конфликт, где Иран действовал как посредник между противоборствующими мусульманскими группировками, которые воевали в Кабуле и других частях Исламской Республики.