Историческая антропология — это направление познания социокультурной истории с применением методов истории, антропологии и кросс-культурных исследований.
Характеризуя историческую антропологию как отдельную научную дисциплину можно выделить следующие ее признаки:
- междисциплинарность, диалог с другими науками и отраслями исторического знания;
- приоритетное внимание к межличностному и межгрупповому взаимодействию;
- взгляд на происходящие процессы с позиций непосредственных участников;
- изучение разнообразных видов социальных практик, повседневности и рутины на всех уровнях и во всех проявлениях.
Зарождение исторической антропологии
В 1960—1980-е годы новым веянием в исторической науке становится обращение к антропологии. Понятие культуры начинает использоваться исследователями в расширенном смысле. Во Франции, Великобритании и США ученые перенимали идеи антропологии, вырабатывая новый подход, известный сейчас как историческая антропология.
В это время наметился переход от изучения объективных показателей к вопросам о том, как переживалось то или иное событие. Этот новый взгляд характерен для целого поколения исследователей. Спрос на антропологию объяснялся тем, что межкультурные и междисциплинарные контакты с легкостью совмещаются. В сторонней, на первый взгляд, культуре, существуют идеи, имеющие сходство с родной культурой, нечто одновременно родное и чужое. В результате, сравниваемые культуры после изучения становятся более понятны. Теория и практика исторической антропологии помогли историкам продвинуться по пути, на который они встали ранее.Парадокс в том, что, изучая чужие народы, историки открыли символическое измерение повседневности, которое было рядом все время.
Множество идей антропологии помогли историкам разрешить ряд проблем.
Рождение исторической антропологии следует отнести к 1970-м годам. До этого времени историческая наука, в основном, изучала массовые явления. Значимыми работами были исследования социально-экономических явлений. В них активно использовалась клиометрика, совокупность статистических и математических методов в исторических исследованиях. После 1940-х годов стало понятно, что за массовыми явлениями исчез человек, и история превратилась в науку без живых людей. На фоне краха империй и исчезновения европоцентристского взгляда вырабатывались новые мировоззренческие и научные подходы. Рост влияния культурной и социальной антропологии привел к тому, что начиная с 1960-х годов в США и Европе появляются многие новаторские работы, для которых и вводится термин «историческая антропология».
Школа «Анналов»
Школу «Анналов» основали М. Блок и Л. Февр. Французская версия исторической антропологии выделяется тем, что ее предметом стала история ментальностей. Задачей пересмотра классической науки является изучение поведенческих структур, которые возможно разглядеть в жестах, речи, повседневной жизни. Также школа Анналов подчеркивает связь между опытом историков и антропологией.
Ярким образчиком труда по исторической антропологии стала книга «Монтайю, окситанская деревня (1294—1324)» Эммануэля Ле Руа Ладюри. Эта работа основана на материалах архива инквизиторского процесса. Французская деревня Монтайю лежавшая в горной местности, интересовала
инквизиторов потому, что вблизи нее «поселилась альбигойская ересь». Чтобы выявить еретиков, инквизиторы интересовались подробностями быта и повседневной жизни крестьян. Изучая сделанные инквизиторами записи, Ле Руа Ладюри воссоздал быт селян. Среди изученных аспектов следует назвать повседневную работу, семью, социальные связи, сексуальные отношения и досуг, и результате получилась интересная многообразная история повседневной жизни крестьян. В данном случае историк действовал как антрополог, будто бы имеющий возможность проводить с этими людьми беседы.
Британская историческая антропология
В 1960-е годы зарождающуюся британскую историческую антропологию представляли такие историки как Питер Бёрк, Кит Томас, а в 1970—1980-х годах - Э.П. Томпсон. У подхода британских ученых есть особенности. Питер Бёрк в книге «Историческая антропология Италии начала нового времени» особое внимание уделяет историкам, работающим не с общими тенденциями, а, наоборот, исследующими частные случаи. В центр внимания также попадают малые сообщества. За счет увеличения масштаба и ограничения его действия появляется большая точность и достоверность информации. Бёрк подчеркивает символизм повседневной жизни, манеры, ритуалы, этикет. Будучи авторитетным историографом, онг также акцентирует свое внимание на влиянии междисциплинарных подходов в формировании исторической антропологии.
В работе «Возвращение Мартена Герра», изданной в 1983 году, Натали Земон Дэвис исследовала жизнь крестьянской семьи во Франции XVI века. Мартен Герр внезапно покинул семью. Спустя время в этой деревне появилсяя человек, представившийся Мартеной Герром, будучи в действительности самозванцем. Комичность этой ситуации состоитв том, что его жена и родственники не в состоянии обнаружить обман и лишь спустя несколько лет начинают в чем-то сомневаться. Начался судебный процесс и именно в этот момент в деревне объявляется настоящий Мартен Герр. Он путешествовал, воевал и вернулся в родные края. Осужденный самозванец был отправлен на виселицу. В работе кроме описания курьезного случая исследован феномен самозванчества, удачно вписанный ученой в контекст семейной и хозяйственной крестьянской жизни XVI века.
Микроистория
В Италии 1970-х годов получила развитие микроистория. Ученые Дж. Леви, К. Гинзбург, Э. Гренди сформулировали подход, схожий с подходом исторической антропологии. Метод микроистории воспринимается как попытка вывести исследования из социальной истории, использующей количественные данные, в сторону антропологии, работающей с простым человеком. Микроистория схожа с историей быта, но по многим критериям отличается от неё, особенно когда вырабатывает свои методы, выступая за многообразие эмпирического материала.