Проблемное обучение истории
Проблемное обучение истории представляет собою систему развития учащихся в процессе обучения данной дисциплины. В основе системы лежат учебные программы и привлечение учеников к активному участию в решении проблем, обозначенных учителем.
Учебная проблема – под этим термином понимается задача, вопрос или задание, решить (ответить на / сделать) которую (-ый / -ое) нельзя по уже готовому имеющемуся образцу. При решении учебной проблемы от ученика требуется проявление самостоятельности мышления и выработка собственной позиции по данному вопросу исходя из собственной работы над тем или иным вопросом. Благодаря проблемному обучению происходит творческое самостоятельное овладение учебным материалом и развитие собственных мыслительных способностей.
Отметим следующие приемы, которые создают нужную проблемную ситуацию на уроке:
- учитель в ходе занятия потихоньку подводит учеников к имеющемуся противоречию и предлагает им самим решить проблему;
- учитель способен столкнуть противоречия, имеющиеся в теории и в практике;
- изложение различных точек зрения по одной и той же проблеме;
- ученикам предлагается рассмотреть имеющийся вопрос с разных точек зрения.
В ходе занятия учитель побуждает своих учеников делать собственные выводы из той или иной ситуации в прошлом, уметь сопоставлять имеющиеся факты. Происходит постановка четких и ясных вопросов, направленных на обобщение и обоснование услышанного и понятого, конкретизацию и логику собственного и иного рассуждения, определение проблемных теоретических и практических заданий
Отметим следующие его целевые ориентации:
- приобретение учениками новых знаний, умений и навыков;
- усвоение тех или иных способов самостоятельной учебной деятельности;
- процесс развития познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение является основанным на создании специально-проблемного вида мотивации. Исходя их этого следует добиваться адекватного воплощения и содержания учебного материала, который должен быть представленным как цепь проблемных ситуаций.
Этапы занятий
В ходе занятий, связанных с проблемным обучением, можно выделить четыре взаимосвязанных этапа:
- Происходит постановка проблемного вопроса и создается проблемная ситуация;
- Выдвигаются пути решения проблемного вопроса;
- Идет поиск решения имеющегося вопроса с привлечением аргументации, основанной на фактическом материале. Происходит осмысление проблемы и обобщение изученного учебного материала;
- В ходе последнего этапа происходит аргументация мнений, синтез озвученных выводов, обобщение фактов и мнений, и в конце делаются окончательные выводы.
Необходимость проблемного обучения
Использование и применение проблемного обучения на уроках истории является необходимостью современного педагогического процесса. Использование проблемного обучения обусловлено наличием в историко-культурном стандарте (ИКС) ряда принципиальных оценок тех или иных событий прошлого и преподаванием по концентрической системе.
Историко-культурный стандарт или ИКС содержит главные подходы к преподаванию российской истории в современной отечественной школе, имея в наличии перечень обязательных для рассмотрения тем и понятий, а также событий и конкретных исторических лиц. Также ИКС содержит перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих зачастую острые споры в обществе, что приводит и к сложностям их рассмотрения в школе.
Примером таких трудных вопросов являются продолжающиеся дискуссии по проблемам формирования Древнерусского государства и связанной с ним норманнской теории. Отметим также споры между «западниками» и «славянофилами» о деятельности Петра Великого, В результате ученик втягивается в полемику, которая разворачивается перед ним на страницах учебников и учебных пособий.
В старших классах средней школы преподавание истории идет по концентрической системе, что требует отхода от повторения материала, который был рассмотрен в 5-9 классах, и в результате работа идет по основным темам и проблемам. Обучение истории в таком случае основано на поиске и выявлении сути тех или иных исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, а также закономерностей исторического процесса.
Кроме того, достаточно большое внимание должно отводиться самостоятельной исследовательской работе учеников по изучению исторических фактов, событий и явлений используя при этом разнообразные источники по выбранной теме.
Разрабатывая проблемную ситуацию на уроке истории специалист также должен находить и пути выхода из неё.
Например, путем выхода может быть проблемное изложение, что означает выдвижение проблемы и разъяснение изучаемого материала, после чего при помощи логической цепи рассуждений проблема решается уже по ходу урока, что помогает ученикам овладеть логикой мышления.
Организуя проблемную ситуацию, можно использовать, к примеру, такие приемы:
- познакомить учеников с иным мнением об изучаемом событии. Например, что Дмитрий Донской не боролся против ордынского ига, а стремился отстоять свои интересы в противостоянии с узурпатором власти в Золотой Орде, Мамаем.
- привести и озвучить фрагмент документа, содержащий неожиданную оценку происходившего в прошлом;
- показать, что оценки роли исторического деятеля противоречат друг другу, что особенно проявляется в отношении Ленина и Сталина.
- показать неопределенность происходивших событий, как например события в Москве в 1991 и 1993 году.
- привести опровержения по тому или иному вопросу. Примером, могут быть опровержения утверждения, что Ленин был немецким шпионом.
При организации учебной деятельности используются такие формы как: коллективная, групповая и индивидуальная.
Из приемов мыслительной деятельности, которые могут быть проведены на уроках отметим следующие:
- проблемный фронтальный эксперимент;
- проблемное решение задач;
- проблемные задания;
- игровая проблемная ситуация.