Македонский Ренессанс (867—1056) — это период правления Македонской династии, который учёные рассматривают как время повышенного увлечения классической наукой и усвоения христианским искусством классических мотивов.
Концепция
В силу проблем с термином, для описания данного периода учёные использовали альтернативные названия:
- «ренессанс» (с маленьким «р»);
- Средневековый Византийский Ренессанс;
- Первое Византийское Возрождение (вторым считается Палеологовское возрождение XIII века).
Поскольку термин «Ренессанс» (Возрождение) был создан в XV-XVI веках гуманистами Италии для описания современной им эпохи, его использование вне контекста проблематично; Тем не менее рассматриваемый период, вне всяких сомнений, дал идеи и произведения, которые отразили переоценку классических идеалов. Впервые термин Македонское возрождение использовал К. Вайцман в работе «The Joshua Roll: A Work of the Macedonian Renaissance» об архитектуре Македонии.
Эпоха Македонского Ренессанса
Основатель Македонской династии Василий I Македонянин (867—886) родился в крестьянской семье армянского происхождения, жившей в феме Македония. Он пребывал во влиятельных кругах столицы империи и император Михаил III назначил его соправителем.
Македонская династия — это императорская династия Византийской империи в 867-1056 годах.
При помощи политических манёвров Василий обеспечить себе будущее в качестве императора, а затем начал дипломатические и военные кампании, для увеличения безопасности империи. Он восстановил контроль над Кипром и Критом, и одновременно отразил болгарский натиск на свои территории. Таким образом, династия поддержала период мира, в котором расцветали экономика, искусство, философия и культура.
Реформы законодательства были направлены на ограничение роста власти крупных землевладельцев и на создание торговых гильдий, что позволило государству держать развитие под контролем, как это описано в Книге эпархов.
Македонский Ренессанс
Французская и греческая византинистка Элени Гликадзи-Арвелер отмечала, что
«рассматривая в упрощённой схеме иконоборчество, можно сделать заключение, что явление значило для Византии разрыв с греко-римской традицией во всех проявлениях».
Конец периода иконоборчества и «реабилитация» икон пришлись на 843 год. Гликадзи-Арвелер полагает, что иконоборчество выражало взгляды населения восточных провинций, но империя в конечном итоге взяла сторону населения западных провинций, привязанного к греко-римской традиции. Отказ от иконоборчества сделал допустимым написание икон с классическим и натуралистическим влиянием, что повлияло на культуру и искусство в целом.
Иконоборчество — это религиозно-политическое движение в Византийской империи в VIII —IX веках, направленное против поклонения иконам.
Примерами являются такие мозаики, как «Богородица с Младенцем», в соборе Святой Софии в Константинополе. Новый стиль искусства также вдохновил таких художников Италии, как Джотто ди Бондоне и Чимабуэ задолго до Итальянского Возрождения.
По словам Гликадзи-Арвелер «апогей славы Византийской империи охватывает период сер. X – сер. XI веков». Империя в этот период является наибольшей всемирной силой. В средневековой иерархии государств, Византия была на вершине пирамиды. Император «Македонской династии», Константин VII Багрянородный написал книгу «О церемониях», сосредоточенную на управлении государством, дипломатическом взаимодействии с соседями, и обычаями времени. В своем труде Константин VII Багрянородный упорядочивал церемониал приёма монархов и послов, подчёркивая роль византийского императора среди христианских монархов, как «Христос среди апостолов». Образование становилось приоритетом. С 849 года дворец Магнавра в Константинополе был отдан под Магнаврский университет.
Во главе «Магнаврской Школы» стоял философ Лев Математик (790 —869), работы которого, в большинстве, оказались утеряны.
Константинопольский университет гордился учёными. Михаил Пселл написал «Хронографию», включавшую историю правления четырнадцати императоров Византии (от смерти Иоанна Цимисхия в 976 году, до 1077 года до смерти императора Михаила VII Дуки в 1078 году).
Предшественником Михаила Пселла являлся Лев Диакон, «История» которого охватывает период 959—976. И «Хронография», и «История» содержатся в кодексе «Parisinus graecus 1712». Характер ренессанса этому периоду придаёт «реабилитация греческого мира», предпринятая Михаилом Пселлом, Иоанном VIII Ксифилином и Иоанном Евхаитским (Мавропус).
Ранее говорившие по-гречески византийцы именовали себя ромеями, придавая словам «эллинизм» и «эллин» значения «язычество» и «язычник». В этот период термины эллинизм и эллин получили значение, узаконившее их в византийской культуре. Теперь они означали предка и культуру, сохранив благородное значение до конца империи.
Гликадзи-Арвелер отмечает, что энтузиазм по отношению к древней культуре означал «существование Возрождения в Византии, задолго до использования термина, постепенно охватив духовную жизнь Византии, даже в ущерб христианским традициям».
Со временем, термины греческий и эллинизм использовались византийской интеллигенцией, чтобы определять византийские образование и культуру.
Византийцы осознавали свою связь с греческой древностью, в силу греческого языка. Это отличало их от латинского мира и придавало новые титулы.
Гликадзи-Арвелер замечает, что интеллигенты Византии вновь приняли термины эллинизм и эллин, несущие характер добродетели, для отвержения римского термина «грек», используемого латинянами в полемике с византийцами.
«Делаем заключение, что греческий идеал имел тенденцию заменить римский, не только потому, что на последний претендовал Запад, но потому, что римский мир, с которым идеал был связан в политическом и военном значениях, в конечном итоге был завоёван греческим духом».