Люблинская уния — это государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало федеративному государству Речь Посполитая.
Предпосылки подписания Унии
До подписания Унии велись дискуссии об объединении Польши и Литвы и закреплении действий предшествующих уний. Оппозиционной силой выступали литовские магнаты, опасавшиеся потери прав и растворения в шляхте, без получения в новом государстве высоких постов. Однако Литва испытывала нажим Русского государства, а к середине XVI века угроза поражения в войне и включения в его состав стала реальностью. Польша не торопилась оказывать помощь Литве, не получив ничего взамен.
Мотивацией Сигизмунда II было опасение, что Литва отделится от Польши с прекращением династии Ягеллонов. В отличие от более ранних уний, Люблинская уния сразу планировалась как конституционное объединение государств под властью одного короля.
В 1564 году Станислав Ореховский рассмотрел вопрос соединения Княжества и Короны в полемическом сочинении «Пирамида». Он выдвинул тезис, что Великое Княжество Литовское должно войти в состав Польши. Автор употребил все литературное мастерство для убеждения литвинов, что уния с Короной— единственное средство выхода из гражданской неволи.
В полемическом труде «Разговор поляка с литвином» (1564), авторство которого приписывается Августину Ротундусу и Андрею Волану, высказаны противоположные взгляды.
Проект унии приобрёл сторонников и позволил нейтрализовать русинскую знать восточнославянских земель, которая сопротивлялась переходу под власть короля Польши.
Сейм в Люблине
10 января 1569 года начал работу польско-литовский сейм, который должен был разрешить вопрос об унии государств, но после тяжелых переговоров зимой соглашение так и не было достигнуто. Представители Литвы поставили условия: общий сейм для выбора короля, коронование в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Польше и Литве, назначение на должности в Литве местных уроженцев. Эти условия вызывали возражения польской стороны, и не были приняты. Условиями польского проекта были: избрание и коронование в Польше, одни сейм и монета. В знак протеста литовская депутация в ночь на 1 марта покинула Люблин.
Давление шляхты, неудачи в Ливонской войне и стремление получить помощь со стороны Польши заставили литовских магнатов возобновить переговоры. Сейм использовал поддержку литовской шляхты, недовольной господством крупных землевладельцев, и санкционировал королевские акты. Опираясь на поддержку волынской шляхты, Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении к Польскому королевству Волынского и Подляского воеводств, Киева и Подолья. Разные литовские помещики поддерживали различные пути развития ситуации. Одни поддерживали унию, другие склонялись к союзу с Русским государством. Король угрожал отобрать земли и должности у знати, которая не присягнёт на верность.
Успех аннексий побуждал шляхту к продолжению действий. Предлагалось присоединить все территории ВКЛ, и его название запретить. На этом фоне в Люблин вновь прибыли депутаты от княжества, хотя теперь их заботили вопросы потери провинций, нежели уния. В спорах о правомерности присоединений поляки утверждали, что эти земли издавна принадлежали Польше, ссылаясь на захват Киева Болеславом в XI веке. После поляки отстаивали точку зрения, что вопросы аннексий уже решены и не должны обсуждаться. Возражения отклонялись, поскольку литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме, когда это решалось.
Особенно усердно выступали против послы Полесского воеводства, радовавшиеся получению «польских вольностей». Затем было объявлено о присоединении к Польше Брацлавского и Киевского воеводств. Под властью Литвы оставались северо-западные русские земли: Пинщина и Берестейщина.
27 июня 1569 года послы согласились со всеми пунктами предложений с польской стороны, прося только о смягчении отдельных формулировок.
28 июня была подписана Люблинская уния.
1 июля послы Великого княжества Литовского и депутаты сейма подписали акт об унии. 4 июля Уния была ратифицирована королём. Некоторые вопросы обсуждались ещё месяц, причём споры велись из-за распределения должностей, а сейм завершился только 12 августа. Совершилось распадение сейма на сенаторскую и посольскую палаты; шляхетская демократия с того времени выступала с претензиями на преобладающее значение. Уния завершила объединение двух государств.
Последствия подписания Унии
Уния рассматривается польскими и литовскими учеными одновременно как достижение и утрата. Позитивными аспектами польские историки называют введение польского языка и католичества, слияние культур в единую. Создание Речи Посполитой рассматривают как объединение частей и так уже созданного государства, то есть как устранение последних преград на пути создания единой страны, более сильной, чем были Польша и Литва по отдельности. Созданное государство в течение 200 лет играло на мировой арене значимую роль.
Существует много негативных аспектов Унии. Сигизмунд II хотел не просто объединить государства, но и провести необходимую политическую реформу. В действительности, она не укрепила власть монарха, а усилила влияние шляхты, заодно увеличив её численность. Формирование абсолютизма было прекращено. Закреплялись полномочия местной власти, что привело к росту коррупции в рамках Речи Посполитой. Закрепление принципа «либерум вето», позволявшего сейму принимать определенные решения лишь единогласно, парализовало работу сейма, блокируя принятие большинства решений. Результатом была анархия, которая в дальнейшем разрушала Речь Посполитую.
С приходом Сигизмунда Вазы началась контрреформация, приведшая к Брестской унии, насаждению польского языка и католичества, в школах вводилось преподавание на польском языке. Некоторые бывшие литовские территории были полонизированы.
Многие литовские феодалы сопротивлялись полонизации, пытаясь сохранять культуру и язык. Крестьяне рутенских земель продолжали исповедовать православие и говорить на западнорусском языке.
Изменения в законах закреплялись Третьим Литовским уставом 1588 года. Он действовал во всем Великом княжестве Литовском. Крестьяне, прожившие более 10 лет на земле феодала, становились крепостными. Крестьянство теряло права на землю, росла барщина (на Волыни в XVI веке достигала трёх дней в неделю). Ограничивался переход от одного владельца к другому. Феодалы получили право возвращения беглецов в течение 20 лет.
Третий Литовский статут окончательно закрепостил крестьян.