Развитие римской литературы в архаический период
На становление и развитие римской литературы оказали влияние два фактора:
- устное народное творчество, подготовившее благодатную почву;
- влияние греческой литературной традиции.
История римской литературы началась в середине III века до н. э. с подражаний разным греческим жанрам. Первый латинский автор – Ливий Андроник, грек-вольноотпущенник из Тарента (280–204 годы до н. э.). Он перевел «Одиссею», а также занимался вольным переводом и художественной обработкой греческих драм.
Современниками Андроника были римляне по рождению, поэты Невий и Энний. Известно, что Гней Невий (ум. в 201 году до н.э.) заимствовал сюжеты греческих авторов, сочиняя драмы. Он же создал первые «претексты»,
Претексты – это трагедии на римские сюжеты.
Кроме того, Невий сатурновым стихом написал поэму в 7 книгах о Первой Пунической войне. У Квинта Энния (239–169 годы до н. э.) известна эпическая поэма «Анналы» в 18 книгах, написанная гекзаметром и посвященная римской истории. Он сочинял пьесы на греческие и римские сюжеты и писал сатуры
Сатуры – это произведения морально-назидательного характера на различные темы.
Первым комедиографом, произведения которого дошли до нас, был Тит Макций Плавт (250–184 годы до н. э.). Сохранилась 21 его комедия из 130. Плавт переделывал греческие пьесы для римской сцены. Действие его комедий разыгрывается, как правило, в греческих городах, и действующими лицами также являются греки. Впрочем, в пьесах Плавта очевидно прослеживаются связи с жизнью римского общества. В греческих декорациях фигурируют римские магистраты, государственные учреждения, правовые понятия, имена римских богов. Драматург в свое творчество внес элемент плебейской фарсовой сатиры. В насыщенных интригами и сентиментальными сюжетами комедиях Плавта действуют дерзкие и хитрые рабы, хвастуны, гетеры, сводники и многие другие персонажи, выведенные по греческим типажам.
Римская литература во II веке до н. э.
Другой римский комедиограф, Публий Теренций Африканец (185–159 годы до н. э.) сохранил в своих пьесах художественные особенности и идейное наполнение греческих оригиналов. В комедиях Теренция воспроизводятся традиционные сюжеты и персонажи. Одновременно драматург тщательно прорабатывал психологические характеристики героев, добился тонкой и изящной отделки стиля. Спустя некоторое время греческие сюжеты и декорации сменяются римскими.
Трагедия, не получив признания римской публики, так и осталась подражательной. Трагики Марк Пакувий (220–130 годы до н. э.) и Луций Акций (170–90 годы до н. э.) для создания трагедий (сохранились лишь фрагменты) использовали произведения греческих драматургов. Несмотря на вторичность творчества, Пакувий и Акций сыграли важную роль в эстетическом образовании и нравственном просвещении соотечественников, познакомив их с мифологией и философией греческой трагедии.
Исконно римским жанром стала сатура (смешение стихов, анекдотов, басен, и диалогов), превратившаяся со временем в сатиру. Первым сатириком стал Гай Луцилий (180–102 годы до н. э.). Он написал сборник сатир, в которых обличал пороки римского общества.
Самым ранним, сохранившимся до наших дней, произведением латинской прозы была работа Марка Порция Катона Старшего (234–149 годы до н. э.) «О земледелии». Катон выступал против распространения греческой образованности и писал только на латыни. Его сочинение «Начала» в 7 книгах, освещавшее историю Рима с древнейших времен до окончания Второй Пунической войны, не сохранилось, как и трактаты по ораторскому искусству, медицине и 150 опубликованных речей. Труд «О земледелии» содержит ценные сведения об экономике и рабовладельческом хозяйстве Италии II века до н.э.
Римская литература Поздней Республики
В период Поздней республики нарастала эллинизация римской культуры. Обогащенная собственным опытом, и под влиянием греческих авторов, римская литература в I веке до н.э. поднялась на новую ступень. Латинская поэзия периода представлена двумя именами – Тит Лукреций Кар (95–51 годы до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87–54 годы до н. э.). Перу Лукреция принадлежит поэма «О природе вещей». Он пропагандирует в ней материалистическое учение Эпикура, своей целью ставя освобождение человека от религиозного гнета. Глубокое содержание поэмы сочетается с изящностью поэтической формы изложения, насыщенной выразительными образами. Крупнейшим лириком был Катулл, оставивший 116 стихотворений. Лучшие посвящены возлюбленной Клодии, воспетой под именем Лесбии в память поэтессы с острова Лесбос Сапфо.
На литературном поприще проявили себя такие деятели, как Марк Теренций Варрон (116–27 годы до н.э.) и Марк Туллий Цицерон (106–43 годы до н.э.). Варрон был уникальным энциклопедистом, автором 74 произведений в 620 книгах (почти все утеряны). Главными его трудами были «Древности» и «О латинском языке». Сохранились лишь часть трактата «О латинском языке» и диалог «О сельском хозяйстве», а также фрагменты.
Литературное наследие Цицерона велико и разнообразно. Оно включает 58 политических речей и речей в суде, 12 философских трактатов, 7 трудов по риторике, переписку, насчитывающую больше 800 писем, и фрагменты многих речей и поэтических произведений.
Из произведений Гая Юлия Цезаря (100–44 годы до н. э.) до нас дошли два: «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Цицерон и Цезарь стали творцами языка классической римской литературы.
Гай Саллюстий Крисп стал основоположником жанра исторической монографии (86–35 годы до н. э.), на склоне лет написав два монографических исследования – «О заговоре Катилины» и «О Югуртинской войне», а также сохранившуюся в отрывках «Историю», охватившую события 78–67 годов до н. э. Стиль Саллюстия отличает нарочитое употребление грамматических архаизмов, в чем выражался его демонстративный консерватизм.