Квакеры — это протестантское движение, возникшее в середине XVII века в Англии и Уэльсе. Традиционно датой рождения квакерства считается 1652 год.
Происхождение названия
Движение первоначально имело название «Христианское общество друзей внутреннего света». С 1660-х годов самоназвание меняется на quakers — «трепещущие». Название «квакеры», сначала использовавшееся противниками течения как оскорбительное, имеет несколько версий происхождения. Вероятна версия, согласно которой основатель направления Джордж Фокс призвал судью «трепетать пред именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном». Также ранним квакерам приписываются утверждения по поводу «духовного трепета» от ощущения присутствия Бога.
Рождение общества и развитие в первые годы
Теология квакеров формировалась под влиянием разных течений общественной и богословской мысли Европы XVI—XVII вв.:
- континентальное влияние идей М. Лютера, Ж. Кальвина, фамилистов, народных движений, меннонитов, анабаптистов, немецких мистиков (М. Экхарта, Я. Беме, К. Швенкфельда), движений пиетизма и квиетизма;
- английское влияние англиканской и пуританской религиозных систем, воззрений искателей, лоллардов, рантеров, баптистов, филадельфийцев, магглтониан, людей пятой монархии и др.
Основание общины квакеров исследователями приписывается сыну ткача Джорджу Фоксу (1624—1691). Он изучал сапожное ремесло, но не сумел получить систематического школьного образования ему. В восемнадцать лет Фокс покинул родной дом и одно время торговал шерстью. В 1646 году он объявил, что нашел опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедь учения о «внутреннем свете», настаивая, что истину прежде всего следует искать в голосе Божьем, обращённом к душе. Фокс провозгласил священство всех верующих, призывал отказаться от видимых таинств, от посещения церкви и платного священства. Возникшая в 1652-1653 годах группа последователей Фокса именовала себя «Друзьями Бога», «Друзьями Истины», «Детьми Света».
Историк Т.А. Павлова в истории квакеров в XVII веке выделяет этапы:
- «революционный» (1648—1661);
- гонения эпохи Реставрации и пассивного сопротивления властям (1661—1689);
- «конформистский» (с 1689).
Для первого этапа характерна активная деятельность квакерских проповедников при отсутствии организационной структуры. Сподвижники Фокса (Уильям Дьюсбери, Эдвард Берроу, Джеймс Нейлер, Мэри Фишер, Томас и Джон Лоусоны, Маргарет Фелл, Фрэнсис Хоуджилл, Джордж и Джон Уайтхеды) организовали группу проповедников и стали известны в среде квакеров как «Отважные шестьдесят» или «Первые глашатаи Истины». С миссионерской целью они ездили по Британии, Ирландии, в Европу, колонии Северной Америки. Их деятельность распространила движение квакеров в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В Новом Свете первыми миссионерами были Энн Остин и Мэри Фишер, прибывшие в Массачусетс в 1656 году. В многочисленных памфлетах, письмах, трактатах, посланиях и дневниках, устных проповедях, диспутах и выступлениях, квакеры подвергали критике устои влиятельных религиозных систем, сложившихся в Англии: англиканской, католической и пуританской. За антиклерикальные взгляды, отказы приносить присягу и платить десятину они претерпевали преследования. Некоторые последователи Фокса подверглись казни. Сам Фокс попадал в тюрьму восемь раз.
Относительно социального состава первых квакеров среди историков есть разногласия: некоторые полагают, что ранними последователями Фокса в большинстве были представители средней и мелкой буржуазии и мелкопоместного дворянства, другие считают, что основу «Общества Друзей» составляли ремесленники, торговцы, крестьяне и наёмные рабочие. Некоторые исследователи (Кристофер Хилл, Барри Рей, Герман Вейнгартен) сомневаются относительно главенствующей роли Фокса в становлении раннего квакерства.
На втором и третьем периоде ранней истории квакеров происходит «обуржуазивание», разрабатывается теологическая доктрина. Гонения на «Общество» не ослабели после реставрации в 1660 году. Поскольку к квакерам присоединялись приверженцы религиозных движений радикального направления, власти рассматривали «друзей истины» в качестве сборища сектантов и заговорщиков. Некоторые историки полагают, что против квакеров было направлено восстановление «Акта о единообразии» в 1662 году. Принятый в том же году «Акт о квакерах» поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить вне государственной церкви религиозные собрания. Развитие направления усложняли «Акт о корпорациях», «Акт о молельных собраниях», «Акт о пяти милях».
Квакеры направили усилия на идеологическое обоснование пацифистских убеждений и лояльности власти, в связи с чем в 1660 году Карлу II была представлена «Декларация мира», и начались работы по теологическому оформлению догматики. После 1660 года квакерство становится «мирным» движением.
Ближайшими сподвижниками Фокса стали Роберт Баркли (1648—1690) и Уильям Пенн (1644—1718), взявший на себя практическое руководство делами общины. В 1681 году Пенн получил от Карла II землю в североамериканских колониях, названную Pennsylvania, для которой составил конституцию, устанавливающую большую гражданскую и религиозную свободу. Провозглашённая терпимость привлекла в поселение квакеров и других эмигрантов. В 1681 году Пенн заключил с индейцами договор о дружбе. Фокс ездил проповедовать в Голландию, Ирландию, Германию и Северную Америку, где в Мэриленд и Род-Айленде он основал группы квакеров.
Дальнейшее развитие движения
Со временем революционный дух ранних лет в квакерском движении сменился на стремление к отходу от активной деятельности, минимизации контактов, что привело к замкнутости «Общества Друзей».
В XIX веке в среде квакеров произошёл ряд расколов. В 1827 году в «Обществе Друзей» выделилось либеральное направление во главе с Элиасом Хиксом. В 1845 и 1854 годах ортодоксальное направление разделилось на евангелическое («христоцентрическое») и консервативное.
В 1875-1900 годах евангельские собрания перешли почти полностью на пасторскую форму богослужений.
В 1900 году либеральные собрания квакеров в Северной Америке объединились во Всеобщую конференцию Друзей.
В 1902 году евангельские собрания образовали Пятилетнее собранее, разделившееся в 1966 году на Объединённое собрание Друзей и Альянс евангельских Друзей.
Число консервативных собраний квакеров всегда было невелико.
В 1937 году был создан Всемирный консультативный комитет Друзей, имеющий консультативную функцию и осуществляющий взаимодействие между квакерскими организациями.