Государственное устройство и религия
Культуру древней Персии можно проследить через систему государственного управления, которой преклонялись даже древние греки, они считали такую форму правления – вершиной монархии. Вся Персия делилась на сатрапии или районы, во главе которых стояли местные управляющие, их обязанностями было следить за порядком, собирать налоги, командовать местными войсками, такая системы работала идеально, древняя Персия развивалась и процветала.
Важную роль в древней Персии играла религия. Персидские цари и вся местная знать исповедовали зороастризм.
Зороастризм – религия, которая получила своё название от имени ее основателя Заратустры, или по другой версии Зороастра.
Рисунок 1. Заратустра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Заратустра создал свою религию около 600 года до н.э., позже она оказала огромное влияние на три крупнейшие современные религии: иудаизм, христианство и ислам. Зороастризм основывался на вере в единого бога, в самом центре его системы стоял бог, который создал материальные и духовные ценности, добро и зло в ней все время находятся в борьбе друг с другом, а люди должны постоянно делать выбор между чем-то одним. Как итог, после смерти человек получает вечную жизнь либо в роскоши и удовольствиях, либо в муках
Концепция единого бога, выбора между добром и злом, свободы выбора человека и посмертного возвышения либо наказания совершила настоящий переворот в мировоззрении местных жителей, которые ранее были приверженцами политеистических верований.
В древней Персии народные массы ранее преклонялись разным божествам и богиням воды, плодородия, солнца.
Персидские цари, оценив все преимущества религии Зороастра, все равно не отказались от богов, олицетворяющих силы природы, которым ранее поклонялись племена. В VI-IV вв. зороастризм еще не был догматом с твердыми нормами, в результате начали возникать её разные модификации.
Отсутствием общепринятой религии можно объяснить исключительную веротерпимость персидских правителей, так царь Кир II всячески способствовал возрождению древних культов в захваченных и побежденных странах и восстанавливал разгромленные его предшественниками храмы древнего Вавилона и Иудеи. Завоевав древний Вавилон, он приносил жертвы верховному богу вавилонян Мардуку и поклонялся местным богам.
Камбиз – персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 530—522 годах до н. э., после похода на Египет короновался по древнеегипетским обычаям, принимал участие в религиозных ритуалах в храме богини Нейт, также приносил им жертвы и другим египетским богам.
Царь Дарий I и вовсе объявил себя сыном богини Нейт, построил много храмов египетским богам и подносил им щедрые дары. Таким же образом в Иерусалиме персидские цари поклонялись богу Яхве, во всех завоеванных странах они верили в местных богов и им поклонялись, желая достичь их расположения, и всячески задобрить их.
Наука и экономика
Персидские цари имели право чеканить монеты из золота, а управляющие (сатрапы) чеканили только монеты из серебра и меди, которыми можно было пользоваться только на их территории, золотые же монеты использовались во всей древней Персии и даже за пределами неё.
В древней Персии активно развивалась письменность, сначала это были пиктограммы, после алфавит, изобретенный финикийцами. Главным языком считался арамейский, который принадлежал древним ассирийцам.
Важным достижение персидской цивилизации были дороги, они были очень хорошего качества, самая известная – дорога, следующая от Эфеса до Сузы на Востоке, её описывал еще Геродот.
Геродот – древний историк, «отец» всей истории, является автором самого первого трактата, описывающего обычаи древних греков и персов.
Хорошие дороги способствовали развитию почтовых отношений, хорошо развивалась торговля, была очень грамотная система налогов, чем-то напоминающая современную, так часть налогов шла в местный бюджет, другая часть в центральный.
В Древней Персии наука не была развита так, как она развивалась в соседней Месопотамии. Наука и философия начали развиваться лишь в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков было переведено множество трудов. Именно тогда на свет появляются:
- Книга Великих Подвигов,
- Книга чинов,
- Книга Царей.
Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.
Древние памятники
Огромным достижением персидской культуры является ахеменидское искусство, в основном оно известно благодаря памятникам Пасаргады, Персеполя, Суз, рельефу Бехистунской скалы и гробницам персидских царей в современном Накш-и Рустаме (близ Персеполя).
Пасаргады располагался на высоте 1900 метров над уровнем моря на широкой равнине. Через здания города можно проследить персидскую материальную культуру. Сооружения были облицованы светлым песком, который чем-то напоминает мрамор. Величественные царские дворцы располагались между парками и садами, одним из самых известных памятником Пасаргады, считается гробница царя Кира II, она поражает своей уникальностью и красотой, ей подражают другие похожие памятники, в том числе мавзолей сатрапа Кария Мавсола, который еще в древности считался одним из чудес света.
Рисунок 2. Мавзолей сатрапа Кария Мавсола. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Величественные дворцы, созданные трудом завоеванных народов, символизируют мощь и величие государства персов. Древнее персидское искусство появилось из синтеза иранских традиций с приемами эламцев, ассирийцев, египтян. Несмотря на заимствования, персидское искусство было единым и своеобразным результатом специфических условий исторического периода и социальных условий, так заимствованные формы принимают новые значения и функции.
Среди музейных экспонатов древнего персидского искусства встречаются чаши и вазы из металла, каменные кубки, изделия из слоновой кости, различные скульптуры и даже ювелирные украшения. Особенно профессионально мастерам удавались изделия, на которых были изображены животные, как дикие, так и домашние. Среди художественных произведений особую ценность представляют печати, которые вырезались из яшмы и агата, также их украшали фигурами царей и героев, воинов, фантастических существ.
Важным наследием древней Персии считают сохранность азиатской и африканской культур и их последующую передача грекам, а после них Западу и Европе.