Культура древней Палестины формировалась на протяжении длительного периода, развитие ее начинается с переселения еврейского народа на территории Ханаана. Многие традиции евреи переняли от местного населения, это заметно, если обратиться к искусству данного периода.
Формирование культуры
Сильное влияние на древнюю Палестину оказали и соседние государства – Финикия, Египет, Израиль (до сих пор историкам с точностью не удалось определить, когда именно евреи создали свою письменность). Самые первые надписи, которые удалось найти, относят к IX веку до н. э., это были символы, которыми долгое время пользовались жители Финикии.
Во многом культура Палестины нашла свое отражение в литературе, тексты иудеев были включены в Библию и при этом их видоизменили, но некоторые псалмы очень схожи с текстами древних вавилонян, сохранились произведения семитов, которые также при контактах с другими культурами изменялись и дополнялись.
Библия – собрание христианских канонических священных текстов, состоит из 2-х частей, первая – Ветхий Завет, вторая – Новый Завет. Библию создали в период XIII в. до н.э. – II в. н.э. на территории Палестины. Самая первая и древняя часть Библии – Ветхий Завет, определила мировоззрение трех главных религий: иудаизма, христианства и ислама.
Израильский язык имел одни корни с языком ханаанцев, что в дальнейшем поспособствовало их слиянию в единый народ, израильтяне освоили и культуру земледелия – чем жило и славилось коренное население.
Стоит отметить, что коренное население по своему уровню развития было значительно выше своих завоевателей, поэтому многие ремесла просто перестали существовать, несмотря на это богатство в израильских племенах постепенно росло, так начинает появляться племенная знать.
Искусство
Самые первые палестинцы, проживающие в первобытных условиях, еще не могли создать произведения искусства, которые можно было бы сравнить с египетскими, так художественное творчество древней Палестины в этот период также испытало влияние Египта, проще говоря, они имитировали египетские изделия.
Культура ханаанцев достигла своего пика лишь в XVIII в. до н. э., когда влияние Египта в Палестине и в Сирии стало ослабевать, в итоге торговые города Ханаана стали иметь возможность развиваться. Художественные изделия того периода были обнаружены археологами в городах Тель-беит-Мирсим и в Мегиддо, историки их приобщают к периоду средней бронзы, это:
- фаянс,
- керамика,
- металлические изделия,
- ювелирные украшения.
Письменность
Древняя Палестина обрела свою письменность, примерно во II тысячелетии до н. э., и письменность эта была в виде пиктографии, также использовались разные геометрические фигуры, в это же время начали изображать человека в разных позах, чаще всего такие изображения наносили на кувшины для перевозки товаров.
В основном ханаанцы использовали египетские иероглифы и аккадский язык. В древней Палестине получила свое развитие синайская письменность – прототип алфавита финикийцев. Ученым также известны деловые документы из Ханаана, поэтому вполне вероятно, что существовала и письменная литература, которая до нашего времени почему-то не дошла.
Рисунок 1. Письменность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свою оригинальность древние Палестинцы проявили с помощью веры, что свидетельствует о наличии самобытной израильской культуры, на основе которой и сформировалось ранее Христианство, ведь именно жители Палестины начали верить в единого Бога, что было совершенно не свойственно другим народам, живущим в соседних государствах.
Религия
Все общины и племена древних ханаанцев имели своих покровителей в лице какого-то бога, главного бога они обозначали именем Ваал, что значит «Хозяин», с этим культом перемешались культы других божеств, которыми было принято считать жен и детей Ваала.
Особо почитали культ богинь плодородия, их было три:
- Богиня плодородия – Аиггарт (Астарта), Анат;
- Богиня дождя – И-рома;
- Богиня молнии – Xад ада.
В честь богов возвышались величественные храмы, также поклонялись и деревянным и каменным статуям, которые назывались – ашеры, массебы. Удивительно, но женщина, отдающая свое тело многим мужчинам, в то время не прелюбодействовала, а славила культ бога плодородия. Широко распространялись и человеческие жертвоприношения, так при строительстве важных сооружений и храмов, крепостей, как правило, закладывали жертву, а во времена военных действий или стихийных бедствий считали, что в жертву необходимо принести своего собственного первенца.
Упадок ханаанской культуры, особенно это качается ремесленного производства и искусства, историки относят к XVIII–XVI вв. до н. э., на это явно указывает низкое качество керамических изделий, также это связывают с гнётом египетских захватчиков, а также вторжения завоевателей в лице семитов и средиземноморских племён.
В Месопотамии того периода любые этнокультурные столкновения, в своем большинстве приводили к жестоким и разрушительным войнам, захватчики территорий использовали насильственные методы, так некоторые культуры того времени были просто уничтожены и забыты и существуют только благодаря находкам археологов.
Зато культура еврейского народа, чьё влияние в далеком прошлом не было особо сильным, если сравнивать с культурой Египта, Ассирии или той же Персии, оказалась способна в условиях масштабных культурных заимствований сохранить свои традиции.
Особенности иудейской культуры:
- Взаимодействие семитских племен как с культурами Востока (египетской, шумерской, вавилонской), так и с античным миром.
- Длительный трагический путь народа отражен в достижениях культуры: архитектуре, религии, искусстве, обычаях, традициях.
- Иудаизм – национальная религия, сформировавшаяся на основе синтеза племенных верований, бог Яхве становится единым богом.
- Крупнейший памятник культуры – Ветхий Завет.
В настоящее время иудейская культура известна не только благодаря памятниках искусства и архитектуры, а в первую очередь, через Ветхий Завет – величайшее достижение древней культуры.