Константин – первый христианский император
Константин Великий среди исторических персонажей является значимой фигурой. На римском Форуме Константину посвящена арка, что совсем не случайно, поскольку он стал последним императором, правившим в Риме.
В 330 г. Константин переносит столицу империи на берег пролива Босфор, и она получает новое имя – город Константина или по-гречески Константинополь.
По христианской традиции он почитается первым христианским императором и прославляется как равноапостольный царь.
Константин утвердил христианство и при нем состоялся Первый Вселенский собор в 325 г. в Никее.
Утверждение христианства имело долгий и тернистый путь и его связывают с изданием при Константине императорского постановления в 313 г. Миланского эдикта.
Приведя в порядок римские дела после победы над Максенцием, Константин отправился в Милан, где заключил союз со своим соправителем Лицинием. Изданный ими указ поддерживает гонимых христиан. Однако он не был первым в своем роде. Так, по указу Августа Галерия, изданному еще в 311 г., преследование христиан запрещалось, и они могли свободно проводить христианские богослужения.
Рисунок 1. История христианства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Христианство во II веке было религией гонимых, бедных и отверженных. Для поклонения Христу верующие тайно собирались в подземных катакомбах, вдали от города. Эти раннехристианские катакомбы украшались настенными образами Христа, Святых и апостолов.
Непростым был путь к Христу самого Константина. Он долгое время не мог порвать с язычеством и даже после 313 г. христианский император на монетах чеканил изображения Марса, Геркулеса, Ники-Виктории. Последний языческий историк Зосим свидетельствовал, что Константин окончательно склонился к христианству только после 326 г. Более того, Константин не пренебрегал другими религиями и не относился к христианству как к религии единственной.
В 324 г. появляются два его эдикта – в одном он гарантирует христианам возвращение ранее конфискованного имущества и реабилитацию их в чинах и должностях. Второй эдикт объявлял равноправие религий и терпимость к язычникам. Судьба православия тоже не была простой.
Константин умирает 22 мая 337 г. и правителями империи остаются три его сына, из которых только один был верен принципам православия.
Пройдя через все испытания, христианство утвердилось в Византии. Символом этого утверждения становится строительство главной святыни – храма Божьей Матери Премудрости – Святой Софии в Константинополе. Произошло это уже при императоре Юстиниане.
Культ Святого Константина в Византии
Император Константин почитался еще при жизни. Создание культа императора являлось необходимостью. Поддержание культа было своего рода государственной идеологией. Да и сам Константин при жизни увековечил свою память «первого христианского императора», приказав построить храм святых Апостолов.
В храме находился гроб-усыпальница императора, вокруг которой располагались двенадцать гробниц святых Апостолов. Этим самым Константин утвердил свой статус «равный Апостолам». Однако церковь признала его равноапостольным святым не за гроб-усыпальницу, а за то, что христианство стало государственной религией Восточно-Римской империи.
Не только храм святых Апостолов построил император при жизни, вторым его памятником стала огромная колонна на Босфоре, которую венчает его скульптурное изображение в виде Аполлона с золотой короной на голове. В правой руке император держит крест, а в левой – копье.
Держава с крестом являлись символом могущества императора. Круглая держава символизировала собой все царство, подвластное императору.
Строительство Константинополя делают Константина основателем Византии, а принятие и распространение христианства делают его «первым христианским императором». На смену Римской империи пришла Византийская империя, что стало новым историческим этапом в развитии всего человечества. Распространившая христианство Византийская империя, дала развитие христианской цивилизации в остальном мире.
Христианство Византийской империи – это восточная ветвь христианства. Христианство из Византии изначально принял Рим, и конфессия христианской религии была одна.
Разделение церкви на католицизм (Западная ветвь) и православие (Восточная ветвь), произошло в 1054 г., когда Византии уже не существовало.
Константина почитали и после его кончины спустя много веков. Так, в 1349 г русский паломник Стефан Новгородец описывал великолепие императорской усыпальницы, а на основании церемониальной книги Псевдо-Кодина был установлен календарь торжественных дат, в котором все последующие василевсы отдавали почитание Константину Великому.
Каждое 1 сентября патриарх вместе с царствующим на тот момент императором, согласно традиции, устраивали форум и службу с крестным ходом в честь Константина.
Рисунок 2. Почитание святого Константина. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно той же книге 21 мая был днем поминовения императора Константина, который отмечался очень торжественно.
Почитание святого Константина
В Православной Церкви память святого Константина соединяется с памятью его матери Елены.
Почитание Святых Константина и Елены стало прототипом почитания равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги, принявшей при крещении имя святой Елены. Служба памяти святого Владимира совершается по юлианскому календарю 15 июля и содержит многочисленные сравнения с подвигами святого Константина.
Многие русские удельные князья из Рюриковичей, носили имя Константин.
Часто его давали людям при крещении – великий князь Ростовский и Владимирский Константин Всеволодович - внук Юрия Долгорукого, князь Рязанский Константин Владимирович - праправнук Святослава, сына Ярослава Мудрого, сын святого князя мученика Михаила Тверского - Константин Михайлович, князья Константин Романович Рязанский, Константин Ростиславович Смоленский, Константин Ярославович Галицкий и др.
Почитание Константина Великого выражалось не только в том, что великие князья получали его имя при крещении, но и в том, что в его честь освящались многочисленные храмы и алтари.
Одна из кремлевских церквей носила его имя, но в 1930-е годы церковь была разрушена.
В последние десятилетия в Москве были восстановлены три московские церкви в честь святых Константина и Елены – это домовые церкви при Университете по землеустройству, при Межевом институте, при Пятницком попечительстве.
За пределами столицы существует еще пять Константино-Еленинских церквей, относящихся к Московской епархии. Пять домовых церквей, освященных в честь святых Константина и Елены, есть в Санкт-Петербурге.
Имя святых Константина и Елены носят около 30 храмов в провинциальных епархиях на территории России, включая такие древние русские города как Владимир, Суздаль, Вологда, Псков. Есть такие храмы в городах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.
Есть русские церкви Константина и Елены в ближнем и дальнем зарубежье. В Белоруссии расположено два храма, один храм в Молдавии, один в Казахстане, два храма – в Германии, один в Австралии.