Климатические изменения в конце III тысячелетия до нашей эры
Время, сменившее эпоху Древнего царства, принято называть I Переходным периодом (начало XXII – конец XXI веков до нашей эры). Египет на его протяжении не был единой страной. Государство переживало тяжелые последствия резких изменений природных условий. Аридизация и снижение уровня разливов Нила привели к сокращению орошаемых и возделываемых площадей. В это время были прерваны нормальные контакты Египта с соседними странами, ранее обеспечивавшие ему недостающее сырье.
Аридизация – это период наступления засушливого климатического периода.
Также в текстах есть упоминания о стремящемся к египетским пастбищам потоке кочевников, населявших до этого пустынную периферию, также сильно пострадавшую от аридизации. Этот поток, впрочем, так и не превратился в организованное массированное вторжение. Однако внутренние устои жизни Египта поколебали небывалые потрясения: беспрецедентный мятеж разразился в области Мемфиса из-за неспособности фараона VIII династии Нефериркара II преодолеть бедствия. Отряды мятежников громили столичные учреждения, грабили зерновые хранилища, даже посягали на царские дворцы и пирамиды, из-за чего ритуалы царского погребения перестали быть тайными.
Восстание разрушило общественную иерархии, существовавшую в эпоху Древнего царства. Лидеры восставших на какое-то время сравнялись с представителями старой элиты, а последние впадали в бедность.
Социально-политический кризис в конце III тыс. до н. э.
Прежняя центральная царская власть в условиях погрома столицы утратила контроль над страной, и реальная власть перешла к местным правителям. Уже в начале XXII века до нашей эры в Гераклеополе на севере Верхнего Египта параллельно с царями VIII династии, находившимися в Мемфисе, стала править IX династия, через некоторое время подчинившая весь Египет.
Гераклеопольские цари наиболее строго контролировали Дельту и север Верхнего Египта, защищая их границы от проникновений обитателей кочевой периферии. В это же время в номах Верхнего Египта появлялись династии самостоятельных правителей, которые были связаны с гераклеопольскими лишь вассальными узами. Правители Гермополя претендовали даже на статус сакральных правителей, приняв имя «сын Тота» – бога-покровителя их нома. В своих землях они предпринимали усилия по смягчению последствий природных бедствий.
Однако в условиях экологического кризиса как царская власть, так и местные правители не имели сил защитить население и поддержать его благосостояние. С упадком централизованного бюрократического аппарата общественное положение человека стало определяться его личным богатством, а не занимаемой должностью, поэтому среди чиновников на государственной службе расцветало взяточничество и прочие злоупотребления.
Отношения государства с подданными становятся более жесткими, чем прежде. В Поучении гераклеопольского царя 2-й половины XXI века до нашей эры Хети III сыну и преемнику рекомендуется усмирять мятежи и подстрекательства к ним бескомпромиссным насилием. В условиях, когда на государственное содействие рассчитывать не приходилось, а сельская община, способная пережить любые потрясения, ушла в прошлое, особенную роль стали играть незнатные, но образованные люди, которые свой достаток обеспечили собственными усилиями. Именно этих людей обозначали термином «неджес».
Неджесы – люди незнатного происхождения в древнем Египте, пополнявшие ряды чиновничества, воинов и образовывавшие служилую прослойку господствующего класса, соперничавшую с рабовладельческой знатью.
Идеологические обоснования конца эпохи Древнего царства
По инициативе неджесов в литературных произведениях периода настойчиво поднимается вопрос: кто виноват, что египетская государственность, созданная богами и возглавляемая сакральным правителем, переживает тяжелые потрясения? За века отсутствия института общины обитатели долины Нила привыкли связывать благополучие не с собственными усилиями, а с деятельностью государства, отождествлявшегося с образом царя и воспринимавшегося не как социальный институт, а как компонент мироздания. Экологическое бедствие, нарушившее стабильность государственности, побуждало египтян видеть в нем не социальную, а космическую катастрофу.
Египтяне верили, что глобальные потрясения могли постигнуть Египет только по воле богов. В текстах зазвучали сомнения в истинности представлений об их благости.
Сомнения в благости богов и возможности посмертного существования стали позицией меньшинства образованных египтян, рассматривавшейся как проявление интеллектуального экстремизма, а не как кощунство.
Большая часть египтян не сочла катастрофу достаточным основанием, чтобы начать сомневаться в представлениях о мире.
Однако если бедствия, постигшие Египет, нельзя было объяснить злой волей богов, оставалось считать, что их причина в оплошности тех, кто является посредниками в контакте людей и богов. Последние цари Древнего царства своим поведением давали основания для подобных подозрений. Эта проблема соответствия личности правителя его сакральной миссии ставится во многих дошедших до нас текстах.
Сомнения современников VIII и IX–X царских династий в том, что цари являются сакральными правителями, способными посредством ритуала добиться содействия богов, проявились в неохотном упоминании их в биографических надписях. Египет при подобных правителях вступил в так называемое время болезни, то есть нарушения нормального взаимодействия людей с миром богов, а также равновесия между персонифицированными в богах силами. Это породило множественные отступления от нормы только общественных отношений и природных законов. Крайнее выражение недовольства верховным богом земными царями могло проявиться в том, что он перестанет порождать сыновей в пределах царского дома и возведет на трон новую династию.
Согласно сказкам папируса Весткар это произошло, когда бог Ра соединился не с женщиной из дома Хуфу, а с женой жреца Реджедет. Сама мысль, что царь может не соответствовать задачам ритуального правителя и пренебрегать долгом, принадлежит выходцам из неджесов, заложившим такую идею в литературные произведения. В конце I Переходного периода она была воспринята официальной идеологией.