Приход к власти национал-социалистов — это процесс перехода власти в Германии к НСДАП и последовавшая за этим замена республиканского строя на диктатуру.
Кабинеты фон Папена и фон Шлейхера
Став рейхсканцлером 1 июня 1932 года, Франц фон Папен подал президенту Гинденбургу прошение о роспуске рейхстага. Чтобы заполучить поддержку национал-социалистов, он аннулировал запрет в отношении СА. В рейхстаге, избранном в июле 1932 года, НСДАП получили 230 мест из 608, а Коммунистическая партия — 89 мест. Две радикальные партии таким образом достигли отрицательного большинства, которое могло полностью заблокировать работу парламента. Получив от парламента вотум недоверия, Папен распустил его на основании специального декрета Гинденбурга. 20 июля в отставку было отправлено правительство Пруссии. Поводом для отставки стало бездействие прусской полиции в Альтоне в ходе уличных боёв между коммунистами и СА 17 июля 1932 года.
В новом рейхстаге вновь не было большинства, способного сформировать правительство. Не сумев заручиться поддержкой рейхсвера, Папен подал в отставку. Рейхстагу также из-за процедурной ошибки удалось вынести Папену вотум недоверия, не имевший юридических последствий, но повлекший общественный резонанс.
Вместо Папена рейхсканцлером был назначен Курт фон Шлейхер, причастный к отставке Папена. Его план решения кризисной ситуации также провалился. Он сформировал широкий фронт сил разной идеологической направленности — от левого крыла НСДАП до профсоюзов. Шлейхер свои надежды возлагал на баланс общественных сил. 28 января 1933 года Шлейхер также был вынужден подать в отставку, получив от Гинденбурга отказ на прошение об объявлении чрезвычайного положения. Шлейхер порекомендовал Гинденбургу назначить главой кабинета Гитлера.
Приход НСДАП к власти
Шлейхер на этот раз сам стал жертвой политической интриги. 4 января 1933 года Франц фон Папен провёл тайные переговоры с Гитлером. За беседой последовали ещё несколько, с участием входивших в ближний круг президента государственного секретаря рейхспрезидента Отто Мейснера и сына рейхспрезидента Оскара фон Гинденбурга. В результате переговоров была достигнута договорённость о формировании коалиционного правительства националистов и НСДАП. От последней в правительство помимо Гитлера войдут лишь два представителя: Вильгельм Фрик в качестве министра внутренних дел и Герман Геринг министром без портфеля. Папен получил пост вице-канцлера и рейхскомиссара Пруссии.
Бдительность рейхспрезидента, противившегося назначению «богемного ефрейтора» рейхсканцлером, была усыплена заверениями, что лидер НСДАП, окружённый консервативным большинством правительства, не представляет опасности. Уверенность в возможности контроля над Гитлером была ошибкой, имевшей серьёзные последствия. Аргументом в пользу Гитлера стал и соблюдённый формально конституционный порядок. Назначение Гитлера рейхсканцлером прошло 30 января 1933 года и стало фактическим концом Веймарской республики, хотя формально Веймарская конституция не прекратила действия. Принятие Декрета президента «О защите народа и государства» и Закона «О чрезвычайных полномочиях» привело к формированию нацисткой диктатуры.
Вплоть до смерти Гинденбурга формально сохранялась конституционная система взаимоотношений ветвей власти.
Пауль фон Гинденбург передал Францу фон Папену полномочия на осуществление в отношении Гитлера президентского права вето, но тот им не воспользовался.
Причины поражения Веймарской республики
Крах Веймарской республики нельзя объяснить одним обстоятельством: институциональными недостатками конституции, экономическим кризисом конца 1920-х — начала 1930-х годов, массовой безработицей и нищетой, способствовавших росту электоральной базы НСДАП, отсутствием демократических преобразований в органах управления, юстиции и в армии. Вину за поражение демократии не стоит возлагать на отдельных политиков, не обладавших нужными личностными качествами. Главной причиной не может также быть и привлекательность образа фюрера: к началу 1933 года Гитлер уже прошел пик любви избирателей. Поражение Веймарской республики — следствие совпадения комплекса причин.
До последнего переход к диктатуре не был неизбежным. Большинству действующих лиц последней фазы Веймарской республики, историки дают нелестные характеристики. Некоторые из них были ослеплены честолюбием и самонадеянностью, другие проложили Гитлеру дорогу в силу политической близорукости. Однако приверженцы республики также не представляли альтернативы.
После назначения на пост рейхсканцлера Гитлера демократические партии не сумели выработать общей программы действий, а партии центра даже задумывались о коалиции с НСДАП. Курт фон Шлейхер не представил рейхспрезиденту альтернативы отложенным в нарушение конституции выборам. Таким образом, его правительство получило возможность продолжать работу, несмотря на вотум недоверия. Вотум недоверия было можно проигнорировать, указывая на неспособность вынесшего его парламента, создать правительственную коалицию, обусловив этим возможность смены кабинета конструктивным вотумом недоверия, хотя конституция его не предусматривала. Концепцию конструктивного вотума недоверия разработали ещё в 1927 году, и аргументация для Гинденбурга была подготовлена советниками Шлейхера.
К моменту назначения Гитлера главой правительства его партия после ряда неудачных попыток добиться власти, находилась в внутреннем кризисе. То, что национал-социалисты называли «захватом власти», было её передачей в последний момент в результате стечения обстоятельств.
Историк Д. Пойкерт называет «разрушительные процессы», каждый из которых мог по отдельности разрушить Веймарскую республику:
- Антидемократическое мышление – отсутствие демократической традиции, антидемократические слои в управлении, армии, юстиции, страх перед коммунистами;
- Раскол рабочего движения;
- Структурные слабости конституционного строя – нейтральные ценности конституции, пропорциональная избирательная система, слабый парламент, властный рейхспрезидент;
- Версальский договор – неудавшаяся политика пересмотра условий, репарации;
- Экономический кризис – безработица, перегруз обеспечительных государственных систем, социальный спад;
- НСДАП – недооценка партии, пропаганда и агитация национал-социалистов.