Предыстория принятия конституции
В середине XIX века германская буржуазная революция носила незавершенный характер, но отмена институтов феодального права способствовала экономическому подъему страны.
Развитие капитализма в немецкой деревне, тем не менее, затягивалось на многие десятилетия. Крепостнические формы медленно перерастали в капиталистические, что было характерным прусским путем развития капитализма в деревне. Для крестьян были установлены высокие выкупные платежи.
На политику государства и законодательство Германии сильное влияние оказывали прусские юнкера, занимавшие все важные посты. Юнкерские представительства возглавили движение по объединению Германии. Объединение страны в этих условиях стало осуществляться сверху, с использованием армии.
Идеалом либеральной буржуазии Пруссии была единая парламентская монархия и для достижения этой цели были созданы полуоппозиционные организации – Национальный союз и Прогрессивная партия.
Либеральная буржуазия пошла на конституционный конфликт, когда либеральное большинство ландтага в 1861-1862 гг. проголосовало против удлинения срока военной службы до 3-лет и дополнительных военных расходов (военная реформа).
Требование оппозиционеров заключалось в учреждении кабинета министров, ответственного перед ландтагом. «Прогрессисты», в свою очередь, предлагали введение тайного голосования на выборах, созыва общегерманского парламента и создания сильной централизованной власти.
Король распускает парламент в ответ на требования оппозиции и назначает прусского помещика Бисмарка министром-президентом.
Проект военной реформы ландтаг отклоняет второй раз и, тогда, минуя парламент, Бисмарк её проводит, заявляя в ландтаге, что великие вопросы разрешаются железом и кровью. Он предлагает утвердить огромный военный бюджет, депутаты отказываются это делать. Тогда Правительство утверждает бюджет самостоятельно и в короткий срок создает мощную армию.
В вопросах внешней и внутренней политики правительство, прежде всего, считалось с требованием генштаба прусской армии. Объединения Германии оно добивается путем захватнических войн. Прусская и австрийская армии в 1864 г совместно разбили войска Дании, а через два года Пруссия нанесла своей союзнице сокрушительное поражение. Австрия потеряла возможность стать во главе объединения Германии.
Северогерманский союз, созданный в 1867 г., включал 22 государства, причем доминирование Пруссии было юридически оформлено в конституции этого союза. Договоры с Пруссией подписали Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден, Нассау. Несмотря на то, что прусский король стоял во главе этого союза, фактическое правление находилось в руках Бисмарка, назначенного канцлером.
Окончательное закрепление доминирования Пруссии во всей Германии произошло после победы Пруссии в войне с Францией в 1871 г. В этом же году была принята Конституция Германской империи, в составе которой входили:
- 4 королевства,
- 11 великих герцогств,
- 7 княжеств,
- 3 вольных города.
Конституция закрепляла состав и полномочия общеимперских органов власти, управления, для всех подданных установила единое право заниматься ремеслом, доступом к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской правоспособности и др.
Полномочия высших органов Германии по конституции 1871 г.
По конституции 1871 г по ст.5 и ст.7 император Германии был наделен огромными полномочиями. Прусский король одновременно был императором (кайзером) носителем высшей верховной власти.
Рисунок 1. Устройство Германской империи по конституции 1871 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Часть полномочий кайзера осуществлялась через канцлера, назначаемого императором. Также он был главнокомандующим вооруженными силами и назначал высших чиновников и офицеров. В области внешних сношений, с согласия бундесрата, он мог объявить войну.
Статьи прусской конституции о военных правах короля вошли в имперскую конституцию, и император имел право каждую часть союзной территории объявить на военном положении.
Генеральный штаб прусской армии ещё во время войны с Францией мог действовать от имени короля, поэтому был вправе распустить обе палаты парламента, разрабатывать и публиковать законы и контролировать их исполнение. Кайзер мог использовать против строптивых государств вооруженную силу.
Канцлер по конституции 1871 г. являлся не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата с правом решающего голоса в верхней палате при равенстве голосов.
Канцлер имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения бюджета империи. Обязанностью канцлера был ежегодный отчет о расходах Союзному совету и рейхстагу, но с должности его мог убрать только император, а это превращало ответственность в функцию.
После кайзера по объему политических полномочий Союзный совет (бундесрат) занимал втрое место. В его ведении находились законодательные и административные полномочия, а число голосов в бундесрате зависело от величины государств, так, например, Бавария имела 6 голосов, а Пруссия – 17 голосов.
Важный пост председателя бундесрата занимал имперский канцлер, и этот пост занял прусский министр-президент.
Таким образом, в Союзном совете делегация Пруссии могла провести любое решение. Приоритет бундесрата в законодательном процессе закрепляла конституция.
Бундесрату принадлежали и судебные функции – право толкования конституции, суждения о недостатках принятых законов, он был имперским судом по особо важным преступлениям, разбирал конфликты между членами союза, в любое время его члены могли выступить в рейхстаге.
Рейхстаг – нижняя палата, члены которой избирались на всеобщих выборах тайным голосованием в соотношении 1 депутат от 100 тыс. избирателей.
Депутаты до 1906 г не получали жалование и не были связаны наказами и инструкциями своих избирателей. Рейхстаг мог предлагать законы и петиции к нему направленные и передавать Союзному совету и имперскому канцлеру – это в истории было редкое положение парламента.
Несмотря на то, что рейхстаг утверждал бюджет страны, однако под давлением Бисмарка его депутаты разрешали правительству определять смету военных расходов на многие годы вперед.
По факту в государственном механизме империи рейхстаг существенной роли не играл, потому что не имел права контроля над исполнительной властью.
Политический режим империи
Политический режим отличается большой неустойчивостью. Особую роль в этих процессах играл канцлер О. Бисмарк, с именем которого связывают проведение политики, отличающейся противоречивыми понятиями – «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм» и др.
Образование империи послужило толчком для экономического и политического развития страны. В целом промышленная революция в Германии началась поздно, но совпала с крупными научно-техническими открытиями и внедрением в производство эффективных технологических процессов.
Немецкая промышленность создавалась на базе современных технологий и вскоре начала обгонять Англию.
Растет численность немецкого рабочего класса и в 1869 г возникает первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). После объединения Германии формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), крупнейшая из социалистических партий Европы.
Среди рабочего класса господствующей становится социалистическая идеология, идет расширение круга социалистических партийных изданий, увеличивается представительство социал-демократов в Рейхстаге.
Бисмарк в этой складывающейся ситуации прибегает к мерам уголовной и административной репрессии. По его настоянию в 1878 г рейхстаг проводит исключительный закон против социалистов.
За принадлежность к организации каждому угрожает тюремное заключение и крупный штраф. В стране под запретом находятся собрания и печатные издания с целью пропаганды.
Бисмарку не удалось добиться ослабления влияния социалистов в среде рабочих, «исключительный закон» не дал результатов.
Рабочие забастовки принимали массовый характер и 90-е годы стали в этом отношении рекордными.
Социальная политика Бисмарка зашла в тупик, а в 1890 г «исключительный закон» отменили. Отмена этого закона стала непосредственной причиной отставки «железного канцлера» и очередной либерализации политического режима.