Шан-Инь - первое из достоверно известных китайских древних государств, существование которого подтверждено письменными источниками. Временные рамки существования государства в них разнятся. Традиционно период истории Шан-Инь определяется 1600 до н. э. — 1046 до н. э.
Источники
История древнейшего известного китайского государства Шан-Инь основана на анализе трех видов источников – письменных, эпиграфических и археологических.
Письменные источники
Письменный корпус источников включает в себя прежде всего «Исторические записки» Сыма Цяня (145— 90 гг. до н. э.), в которых описываются события истории Китая начиная с древнейших времен. Исследователи исходят из того, что описания истории в этом источнике эпохи Шан и Чжоу подлинны.
Эпиграфические источники
К эпиграфическим источникам относят так называемые гадательные надписи, которые датируются XIV—XI в. до н. э. Впервые они были открыты китайскими учеными ещё в 1899 г. Достаточно большое количество гадательных надписей было найдено в результате раскопок вблизи столицы государства Шан-Инь, вблизи города Аньяна. Изучив гадательные надписи, исследователи выявили, что в эпиграфических источниках есть упоминание людей и фактов, которые встречаются в «Исторических записках» Сыма Цяня. Эпиграфический материал таким образом способствовал освещению политической и социальной структуры древнего китайского общества. А сочинение Сыма Цяня таким образом удалось сверить с более ранним источником и найти соответствия определенной информации, что говорит о большом уровне достоверности полученной информации.
Важный вывод изучения эпиграфического материала эпохи Шан-Инь состоит в том, что письменность этого периода является прямой предшественницей китайской современной иероглифической письменности.
Археологические источники
В начале ХХ в. в исторической науке существовал гиперкритический подход по отношению к сообщениям о государстве Шан-Инь. Считалось, китайская государственность берет начало с более позднего общества Чжоу. Но археологические раскопки в 1920 -е г. переломили эту ситуацию. Так, в 1921 г. шведский археолог И. Г. Андерсон при раскопках в среднем течении реки Хуанхэ обнаружил следы неолитической культуры, получившей название Яншао. А в 1928 г. около города Аньяна уже начались раскопки столицы государства Шан-Инь.
В коммунистический период истории Китая, а особенно после окончания Культурной революции, наступил новый период в китайской археологии, что привело к новым открытиям и накоплению большого количества археологического материала. В частности, отметим раскопки города эпохи раннего Шан-Инь в Эрлитоу.
Этнолингвистическая ситуация
В середине VI тыс. до н. э. носители сино-тибетских языков, пришедшие с северо-запада и давшие начало китайскому языку, начинают расселяться в верховьях реки Хуанхэ. Здесь они сталкиваются с носителями аустрических языков - автохтонными местными жителями, являвшимся предками современных вьетнамцев и кхмеров.
Сино-тибетцы идут на запад и заселяют современный Тибет. Путь на восток держат будущие предки современных китайцев, которых именуют термином «хуася». На юг отправляется группа, ставшая началом тибето-бирманских языков. Таким образом, современные жители Мьянмы (Бирмы) являются потомками, пришельцев, появившихся в верховьях реки Хуанхе в середине VI тыс. до н.э.
Неолитические культуры – предшественники Шан-Инь
V—III тысячелетиях до н. э. - в среднем течении реки Хуанхэ формируются неолитические культуры, наиболее ранней из которой была культура Яншао.
V—IV тысячелетия до н. э. – оформление неолитической культуры крашеной керамики Лушань, пришедшей на смену Яншао. Анализ погребений этой неолитической культуры позволяет говорить о начавшемся имущественном неравенстве и социальной дифференциации.
Легендарные правители
Согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня, первым правителем Китая был некий Хуан-ди, которого также называют Желтым Императором. Согласно преданиям он был первопредком китайского народа. Согласно традиции периодом его правления называют время около 2600 г. до н.э.
От правления Хуан-ди ведет отсчет эпоха Пяти императоров. Наследниками Хуан-ди, согласно Сыму Цяню, стали Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь.
Шунь стал последним из императоров. Он отдал свою власть Юю, управившемуся с потопом на Земле. Юй Великий, в свою очередь, стал основателем легендарной династии Ся (с 2070 год до н. э. по 1765 год).
Китайские археологи зачастую связывают династию Ся с археологической культурой Эрлитоу, существовавшей в 2100 -1800 (1500?) г. до н. э. Однако, нет никаких достоверных письменных источников, которые позволили бы точно установить существование легендарных Пяти императоров и династии Ся. И поэтому большинство специалистов считают их героями китайских легенд и преданий.
Политическая история Шан-Инь
Даты истории древнего Китая сравнительно надежно установлены с 841 г. до н.э. Поэтому, более ранняя хронология истории древнего Китая является предметом споров и дискуссий специалистов.
Считается, что государство Шан-Инь возникло примерно около 1300 г. до н. э.
Рисунок 1. Государство Шан-Инь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уникальность государства Шан-Инь состоит в том, что в отличие от иных более ранних цивилизаций Восточной Азии, от предшественника китайской государственности остались «прижизненные» эпиграфические источники, что позволяет более точно анализировать археологический материал и сопоставлять его с гораздо более поздними письменными источниками о древней истории Китая.
Историю государства Шан-Инь условно делят на три периода:
- первый ранний период (1311-1254 гг. до н.э.) включает в себя переселение согласно преданию народа шан в район современного китайского Аньяна и основывают свою столицу- Великий город Шан. Первыми правителями – ванами становятся Пань-гэн, Сяо-синь, Сяо-и;
- второй средний период (1253-1135 гг. до н.э.) – в этот период происходит усиление и подъём государства Шан-Инь. Согласно источникам в этот период правят пять ванов- У-дин, Цзу-гэн, Цзу-цзя, Линь-синь (Фэн-синь), Гэн-дин;
- третий поздний период (1134-1027/1025 гг. до н.э.) – в этот период государство Шан-Инь переживает свой расцвет и гибель под ударами союза соседних племен.
Государство и общество в эпоху Шан-Инь
Погребения эпохи Шан-Инь свидетельствуют о далеко зашедшем процессе социального расслоения общества и четком выделении аристократической верхушки и подчинявшегося ему населения. Этот процесс виден из анализа четырех групп погребений, где первыми являются погребениями местной аристократии.
Государство не имело какой-либо административной структуры и делилось по родоплеменному принципу. Вероятно, это государство и возникло как союз племен, одно из которых в скором времени возвысилось.
Правитель – ван являлся олицетворением верховной власти в государстве. Также ван был и верховным жрецом государства. В случае военной опасности, лишь правитель Шан-Иня мог, разглядывая трещины на гадательных костях определить волю бога.
Наибольшего могущества государство Шан-Инь достигло при правителе У Дине, который правил во второй половине XIII в. до н. э. Результатом его правления стали новые построенные дворцы и храмы. Также, У Дин смог значительно расширить территорию своего государства.
Последний правитель государства Шан-Инь не смог спасти свое государство от упадка и гибели. В дошедших до нас письменных источниках он описывается безнравственным тираном, что, судя по всему, является попыткой обосновать гибель и подчинение земель общества Шан-Инь, новым государством Чжоу.