Предпосылки возникновения буддизма
Буддизм зародился на северо-востоке Индии в середине I тысячелетия до н. э. Причины, по которым в древнеиндийском обществе возникает и укрепляется буддизм:
- Острейший кризис древней ведийской религии, вызвавший появление неортодоксальных учений.
- Интенсивный процесс укрепления власти царей и воинов, для чего требовалось повышение авторитета варны кшатриев в противовес брахманам, для чего и был нужен оппозиционный брахманизму буддизм.
Жизнь Будды
Принц Будда Гаутама Сиддхартха (546—324 до н. э.) родился в стране Магадха, на юге современного Непала. Прожив часть жизни в роскоши во дворце отца, Сиддхартха случайно пережил столкновение с жестокой реальностью, после чего решил, что жизнь неразрывно связана со страданиями. Поэтому он стал вести аскетическую жизнь. Позже он понял, что крайний аскетизм не ведет к освобождению от страданий.
Во время медитации он решил найти Истину во что бы то ни стало, и достиг Просветления в возрасте 35 лет, за что его стали называть Будда, что означает «пробуждённый».
Последователи Будды в течение четырех веков сформировали разные учения, из которых сохранились ветви Махаяны и учение Тхеравада.
Ранний буддизм
Махапариниббана сутте описывает, что останки Будды после сожжения были разделены на восемь частей и помещены в ступы – особые реликварии, конусовидные строения в столицах государств.
Первый буддийский собор в V век до н. э.
Вскоре после смерти Будды все его ученики собрались на первый буддийский «собор», и трое из них – Упали, Ананда и Махамаудгальяяна на память повторили всё, чему их учил Будда. Так был создан буддийский Канон. Первый известный нам вариант Канона, палийская Типитака, на протяжении долгого времени передавался по памяти, и впервые был записан только около 80 до н. э. из-за угрозы потери Учения.
Второй буддийский собор в 383 до н. э.
Второй буддийский собор был связан со спорами между традиционными буддийскими школами и либеральными интерпретациями.
По традиционному учению Будда был обычным человеком, которому удалось достигнуть просветления, и, следуя правилам монашества, этот опыт может повторить любой монах. Их противники считали, что Будда достиг просветления, ибо был богом. Такие воззрения в дальнейшем переросли в Махаяну.
После осуждения сторонники более либеральных взглядов покинули собрание. Их последователи в основном обитали в северо-западной Индии и Средней Азии.
Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)
Царь Ашока (273—232 до н. э.) обратился к буддизму после того, как кроваво расправился с врагами на территории Калинга на востоке Индии. Раскаиваясь, царь обратился к вере. Благодаря его деятельности буддизм распространялся как внутри Индии, так и за ее пределы. Эмиссары Ашоки были отправлены даже в греческие страны.
Третий буддийский собор 250 до н. э.
Для примирения различных буддийских школ Ашока провёл собор в Паталипутре под руководством монаха Тисса Моггалипутты.
Собор осудил некоторые влиятельные школы.
Распространение буддизма в Азии
В результате миссии Ашоки в 200 г. до н.э. в буддизм обратился народ мон, живший на территории Мьянмы. Самые ранние храмы в Бирме были основаны в период I-V веков.
Шри-Ланку обратили в буддизм сын Ашоки Махиндой и его шесть сподвижников во II веке до н. э., когда в буддизм обратились король Деванампива Тисса и большинство аристократов. К этому времени относится основание монастыря Махавихара, ставшего центром традиций сингальцев.
Царь Ашока посылал также миссионеров через Гималаи.
Преследование буддизма в государстве Шунга (II век до н. э. — I век до н. э.)
После смерти последнего царя из династии Маурьев в 185 до н. э. трон занял ортодоксальный брамин военачальник Пусьямитра Шунга. Он разрушал монастыри и убивал буддистских монахов, предлагал награды за голову каждого из них. Буддийские монастыри обращались им в индуистские храмы.
Подъём Махаяны (I век до н. э. - I век)
Подъём Махаянской ветви буддизма в I веке до н. э. связан с серией геополитических изменений на северо-западе Индии. После падения индо-греческого царства его культура была заимствована индоевропейскими кочевниками из Средней Азии, которые основали Кушанское царство в 12 г. до н. э.. Поддерживавшие буддизм Кушаны созвали Четвёртый буддийский собор около 100 г. н. э..
Собором были собраны триста тысяч стихов и девять миллионов положений, которые приводились в порядок двенадцать лет. Новая форма буддизма представляла Будду божеством и впитала ряд веяний из северо-западной Индии.
Махаянская ветвь стала процветать и распространяться из Индии на восток в юго-восточную Азию, на север в Среднюю Азию, а также в Китай, Корею и Японию.
Индия
Буддизм расцвёл при династии Гупта (IV—VI век). Создавались многочисленные центры изучения Махаяны. Буддийский стиль династии Гупта распространился по юго-восточной Азии и попал в Китай.
Нашествие ислама в VII веке ослабило буддизм. Мусульмане сжигали буддийские тексты и реликвии, грабили храмы и монастыри. Буддийские монахи изгонялись из храмов или убивались.
В 1193 году тюрки разрушили Наланду, нанеся тяжелейший удар по буддизму. Значении буддистов стало вовсе незначительным, когда в конце XII века мусульмане заняли ключевые буддийские места в Бихаре и одновременно с этим набрали силу индуистские движения адвайта и бхакти.
К XX веку на родине буддизма сохранились лишь небольшие островки веры на окраинах.
Северная, центральная и восточная Азия
В Среднюю Азию буддизм проник еще во времена жизни Будды. Два бактрийских брата-торговца посетили Будду и стали его учениками, а после возвращения построили буддийские храмы.
Продвижение буддизма на север привело к распространению буддийских общин в среднеазиатских оазисах. В городах Великого Шёлкового Пути можно встретить множество буддийских храмов, которые были построены для использования путниками.
Буддизм в Средней Азии с приходом ислама в VII веке стал приходить в упадок. Мусульмане преследовали буддистов как идолопоклонников.
В Китай буддизм проник в I веке н. э. из Средней Азии. До VIII века в Китае были очень активные очаги буддизма.
Официальной датой появления буддизма в Китае считается 67 год н. э., когда монахи Мотон и Чуфарлан прибыли из Индии. На следующий год они основали Храм Белой лошади, сохранившийся до сих пор.
Процветание буддизма связано с периодом правления династии Тан (618-907 гг), когда Китай был открыт иностранному влиянию, и многие китайские монахи могли ездить в Индию.
Столица династии Тан город Чанъань стал духовным центром буддизма, откуда он распространился в Корею и Японию.
Однако в конце эпохи Тан для поддержки китайского даосизма все иностранные религии, включая буддизм, были запрещены. По всему Китаю
Собственность буддийских общин отбиралась, разрушались монастыри, а монахи подвергались казни.
До настоящего времени искусство буддизма в Китае хорошо сохранилось. Многочисленные памятники искусства и архитектуры подлежат охране как объекты мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
В Корею буддизм проник в 372 году, когда китайские послы прибыли в королевство Когурё. Расцвет буддизма в Корее начался в VII века. Однако в 1392 году, после начала правления неоконфуцианской династии И, буддизм подвергся преследованиям и почти исчез.
Сейчас Япония самая большая буддийская страна. Сюда буддизм принесли странствующие монахи в VI веке. С буддизмом пришли книги и произведения искусства. Со следующего века буддизм стал государственной религией.
Япония удалось сохранить аспекты буддизма, утраченные в Индии, Средней Азии и Китае.
Сейчас в Японии не менее 80,000 буддийских храмов.