История — это область знаний и гуманитарная наука, которая занимается изучением деятельности человека, его состояния, социальных связей, мировоззрения, организаций в прошлом.
В узком смысле история — это наука, которая изучает источники о прошлом с целью установления последовательности событий, объективности описанных фактов и причин событий.
Методы истории
При работе с историческими источниками современные историки перед собой ставят вопросы:
- Когда был написан исторический источник?
- Где он создан?
- Кем он создан?
- Какова была оригинальная форма исторического источника?
- На каком материале основывался создатель источника?
- Заслуживает ли источник доверия?
Исторический метод заключен в следовании правилам и принципам работы с первоисточниками и прочими свидетельствами, найденными в процессе исследования и используемыми при создании исторического труда.
Начало применения научных исторических методов связывают с Фукидидом и трудом «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид смотрел на историю как на продукт поступков не богов, а людей, в которых следует искать все причины и следствия.
Собственные развитые методы и традиции исторического исследования были созданы в древнем Китае. Основы историографии заложил автор «Исторических записок» Сыма Цянь (145—86 годы до н. э.). Его последователи этот труд использовали как образец для исторических сочинений.
На христианскую и в целом западную историографию оказал значительное влияние Аврелий Августин. До XIX века историю воспринимали как результат линейного развития по определённому Творцом плану. Гегель следовал этой идее, хотя и придал ей светский вид. Идея линейного исторического прогресса из философии Гегеля попала и в марксистскую философию.
В 1377 году историк Ибн Хальдун проанализировал ошибки, которые совершают историки. Он подчёркнул культурные различия между прошлым и современностью, что требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать оценку и интерпретировать события прошлого. Ибн Хальдун подверг критике легковерие и предвзятость историков. Его методы заложили основы для оценки роли государства, средств коммуникации, пропаганды и систематической предвзятости, в связи с чем Ибн Хальдуна называют «отцом арабской историографии».
Среди историков, повлиявших на развитие методологии исторических исследований, следует упомянуть Ранке, Февра, Блока, Тревельяна, Броделя, Фогеля. Х.Тревор-Ропер выступал против использования научной методологии в истории. Он заявлял, что для понимания исторического процесса требуется воображение, поэтому историю следует считать не наукой, а искусством. Эрнст Нольте, следуя принципам классической философской традиции Германии, рассматривал историю как движение идей. Представленная на западе марксистская историография (работы Хобсбаума и Дойчера), своей ставит целью подтверждение идей Маркса. Такие их оппоненты, как Пайпс и Конквест, представляют антикоммунистическую историографию и предлагают противоположную интерпретацию истории. Существует обширная историография с позиций феминизма. Некоторые постмодернистские философы вообще отрицают возможность существования в истории научной методологии и ее непредвзятой интерпретации.
Разделы истории
Отдельными сторонами и историческими явлениями занимаются специальные науки:
- Военная история изучает происхождение, строительство и действия вооружённых сил и является составляющей военной науки;
- История культуры изучает ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и носителей исторического процесса;
- История науки изучает историю научных знаний, правовых и политических учений, историю философии;
- История государства и права изучает закономерности развития государства и права у народов мира в разные периоды;
- История политических и правовых учений изучает взгляды на вопросы происхождения, существования и сущности, государства и права различных мыслителей в разные исторические периоды;
- История религии изучает возникновение и развитие религиозных верований, взаимосвязей и особенностей мировых и локальных конфессий;
- История экономики изучает явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и хозяйственной деятельностью человека.
Историография
У термина «историография» несколько значений:
- наука о том, как создается история, как правильно применяется исторический метод и как развивается историческое познание;
- совокупность исторических трудов, тематически или иным способом выбранных из общей совокупности (историография 1960-х годов о Средних веках);
- изучение работ и взглядов конкретных историков (причины создания исторических трудов, выбор тематики, способ интерпретации, личные убеждения автора, практика применения доказательств и ссылок на других историков).
Также профессиональные историки обсуждают возможность написания единого рассказа или серии рассказов об истории человечества.
Философия истории
Философия истории — это часть философии, которая пытается ответить на вопрос о смысле человеческой истории.
К этой сфере относятся спекуляции о телеологическом конце истории, то есть развивается ли исторический процесс по плану, имеет ли цель, принципы и конечен ли он. Философию истории не надо путать с историографией, то есть с изучением истории как академической дисциплины, которая имеет свои методы, практическое применение и историю. Также не следует философию истории смешивать с историей философии, то есть изучением истории философской мысли.
Профессиональные историки обсуждают вопрос, является история наукой или свободным искусством. Такое разделение во многом является искусственным, поскольку как область знания историю рассматривают в разных аспектах.
К подходам к развитию философии истории можно отнести:
- формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс);
- цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский, Ш. Айзенштадт, С. А. Нефёдов, Д. М. Бондаренко, Б. С. Ерасов, И. В. Следзевский, Г. В. Алексушин);
- мир-системный (А. Г. Франк, С. Амин, И. Валлерстайн, Дж. Арриги, К. Чейз-Данн, А. В. Коротаев, Дж. Абу-Лугод, М. А. Чешков, Т. дус Сантус, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин);
- школа «Анналов» (Л. Февр, Ж. Ле Гофф, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич).