Святая инквизиция — это общее название учреждений Католической церкви, созданных для борьбы с ересью.
Этот термин был распространён в правовой области ещё до возникновения церковных средневековых учреждений и означал выяснение обстоятельств дела обычно путём допросов, иногда с применением пыток. Позже под инквизицией стали понимать церковные суды над антихристианскими ересями.
История создания инквизиции
Начиная со II века, епископы и местные синоды обличали отдельных богословов как еретиков и определяли христианскую доктрину более ясно, стараясь избегать ошибок и разночтений. Ортодоксальности (греч. правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. {ошибочный} выбор).
В начале существования христианства в обязанности диаконов входило исправлять еретиков и их заблуждения. Епископский суд обладал правом отлучить еретика от церкви.
В 316 году н.э. было введено первое имущественное наказание за ересь. Впервые угроза казни была введена в 382 году по отношению к представителям Манихейства, а в 385 году исполнена в отношении последователей Присциллиана, казнённого в Трире. Высшую меру ввёл Феодосий Великий. Карл Великий обязал епископов следить за «правильным исповеданием веры и искоренять языческие обычаи».
В XI веке епископы прибегали к жестоким наказаниям. Наиболее жесткой мерой была церемония сожжения.
В XII веке папа Луций III ввёл систему выявления религиозных преступлений. Папа обязал епископов, прибывающих на новое место, подбирать людей, которые должны были сообщать им о преступлениях и злодеяниях, требовавших церковного суда. Для процедуры папа разработал опросный лист.
Папа Иннокентий III в 1215 году учредил Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция».
Церковный трибунал, который имел поручение «обнаруживать, наказывать и предотвращать ереси», был учреждён Григорием IX в Южной Франции в 1229 году. Институт своего апогея достиг в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла учредили испанскую инквизицию. Трибунал в 1483 году возглавил Томас Торквемада, ставший автором знаменитого кодекса.
В 1542 году была учреждена Конгрегация священной канцелярии, заменившая «Великую римскую инквизицию». Папа Павел III подчинил ей локальные инквизиции и дал право действия во всём мире, а в 1617 году ей были переданы функции упразднённой конгрегации индекса. Священная конгрегация стала высшей богословской инстанцией, заключения которой по вопросам канонических действий и веры были обязательны католической церкви.
В 1559 году был создан «Индекс запрещённых книг», согласно которому проходила цензура печатных изданий христианского мира Европы.
В конце XVIII — начале XIX века в отдельных странах инквизицию стали упразднять.
В 1908 году она была переименована в «Священную Конгрегацию доктрины веры». Работа учреждения строилась в соответствии с действующим в католических странах законодательством.
Священная конгрегация до II Ватиканского собора называлась «Верховной» и имела привилегии, поскольку её номинальным непосредственным главой был папа. Сегодня она называется Конгрегация доктрины веры и занимается внутренними делами церкви, связанными с вопросами морали и веры.
Со времени основания на должности высших инквизиторов и цензоров, как правило, избирались монахи из доминиканского ордена.
Доминиканский период
На Веронском синоде в 1185 году были изданы правила о преследовании еретиков, обязывавшие епископов ревизовать епархии и выбирать мирян, которые могли бы оказать содействие в розыске и предании еретиков епископскому суду. Светские власти получили предписание под страхом отлучения оказывать епископам поддержку.
Дальнейшее развитие инквизиции связано с деятельностью Иннокентия III (1198—1216), Григория IX (1227—1241) и Иннокентия IV (1243—1254). В 1199 году Иннокентий III уполномочил цистерцианских монахов, Ренье и Гюи, в качестве папских легатов объездить диоцезы Испании и южной Франции для искоренения ереси катаров и вальденсов. Этим как бы создавалась новая духовная власть, имевшая специальные функции и независимая от епископов. В 1203 году Иннокентий III отправил других цистерианцев из монастыря Фонтевро — Ральфа и Пьера Кастельно. К ним вскоре присоединился и аббат монастыря, Арнольд. Предписание обходиться с еретиками как можно строже в 1209 году привело к убийству Пьера Кастельно, что стало сигналом к альбигойским войнам.
Ересь упороно держалась и после крестового похода Симона де Монфора, пока против не выступил основатель ордена доминиканцев Доминик Гусман. В заведование ордена перешли инквизиционные суды, изъятые из епископской юрисдикции Григорием IX. На Тулузском соборе в 1229 году было постановлено, чтобы епископы назначали одного священника и несколько светских лиц для розыска еретиков. Спустя несколько лет инквизиторские обязанности были переданы доминиканцам, не связанным с местным населением ни личными, ни общественными узами.
Инквизиционные суды вызвали народное восстание в Нарбонне в 1234 году и в Авиньоне в 1242 году. Однако они продолжали работать в Провансе и были распространены даже на северную Францию. В 1255 году папа Александр IV, по настоянию Людовика IX, назначил одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов.
Григорием IX инквизиция введена была в Ломбардии, Каталонии и Германии, причём инквизиторами повсюду назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция распространилась по Пиренейскому полуострову, из Ломбардии — в Италию, впрочем, не везде отличаясь одинаковыми силой и характером. В Неаполе, например, она не пользовалась большой властью вследствие раздоров между неаполитанскими правителями и римской курией. В Венеции инквизиция возникла в XIV веке для розыска участников заговора Тьеполо. Наибольшего развития инквизиция достигла в Риме.
В Германии инквизиция была первоначально направлена против стедингов, отстаивавших независимость от бременского архиепископа. Здесь она встретила протест. Первым инквизитором был Конрад Марбургский, убитый в 1233 году во время восстания, а в следующем году такая же участь постигла двух его главных помощников. Позже папа Урбан V снова назначил двух доминиканцев в качестве инквизиторов; но инквизиция не получила развития. Последние ее следы уничтожила реформация. Инквизиция проникла и в Англию для борьбы с учением Уиклифа, однако здесь её значение было совсем ничтожно.
Из славянских стран инквизиция существовала только в Польше, и то недолго.
Испанская инквизиция
Систематическое преследование подозрительных христиан Пиренейского полуострова начинается со времени объединения Кастилии и Арагона, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Арагонском, реорганизовавших инквизиционную систему. «Душой» инквизиции в Испании стал доминиканец Торквемада. В 1478 году от Сикста IV была получена булла, разрешившая королям установить новую инквизицию, а в 1480 году в Севилье был учрежден первый трибунал. Папа одобрил назначение великим инквизитором Торквемады, который завершил преобразование испанской инквизиции.
Была учреждена система инквизиционных учреждений: Центральный инквизиционный совет и 4 местных трибунала, число которых выросло до 10. Конфискованное у еретиков имущество составляло фонд для содержания инквизиционных трибуналов, который служил источником обогащения королевской и папской казны. В 1484 году Торквемада назначил общий съезд членов инквизиционных трибуналов Испании, и на нем был выработан кодекс, который регулировал инквизиционный процесс.
В 1492 году католические короли изгнали всех евреев из Испании.
Согласно современным данным, Торквемада причастен к сожжению 2 тысяч человек.
Согласно исследованиям архивов Suprema лишь 1,9 % приговоров определяли вину обвиняемого и передавали дело светским властям. Остальные обвиняемые были либо оправданы, либо получали легкое наказание.
Инквизиторы также выполняли роль цензоров, которые могли запрещать издание безнравственных и еретических книг. В Испании Инквизиция была отменена окончательно лишь в 1834 году, хотя потеряла власть и авторитет гораздо раньше.