Палеолит и неолит
Древнейшими археологическими находками в Азии являются орудия из камня и три коровьи кости с отметинами от ударов этих инструментов. Найдены они были индийско-французскими специалистами в 300 километрах к северу от Нью-Дели в районе холмов Сивалик. Их возраст определяют в 2,6 млн лет.
Череп, близкий, но более прогрессивный чем яванский Homo erectus, был найден в долине реки Нармада в 1985 году. Его датировали в более чем 236 тыс. лет назад и описали как как подвид Homo erectus narmadiensis.
Останки пятимесячного ребенка были обнаружены в месте Одаи в штате Тамиланд. Его относят к Homo erectus или к ранним Homo sapiens.
В регионе Сивалик встречаются в находки, относимые к соанской культуре.
Эпоха неолита (6-7 тыс. до н.э.) связана с развитием производящего хозяйства в долинах Инда и Сарасвати. Человеком были найдены наиболее эффективные для региона способы получения продуктов: земледелие, охотничий промысел, скотоводство. Этот период носит название Мергархской раннеземледельческой культуры. Благодаря этому стало возможно формирование нового культурно-исторического комплекса.
Бронзовый век
В III тыс. до н. э. племена дравидов создали первую индийскую цивилизацию, получившую название Хараппской или Индской. Для нее характерно развитие строительства, металлургии бронзы, мелкой скульптуры. Отличительной чертов от Египта и Месопотамии является отсутствие монументальной скульптуры. Все найденные изображения имеют небольшой размер. Частнособственнические отношения были в зачаточном состоянии, а основой сельского хозяйства служило ирригационное земледелие. Важнейшая роль принадлежала внешней торговле: имелись торговые контакты с Месопотамией, Средней Азией и Аравией.
На XVII—XIV века до н.э. пришелся закат Хараппской цивилизации. Дравидские племена сдвигаются на юго-восток и теряют былой уровень развития. Причинами могли послужить ухудшение природных условий или миграционные процессы между Кавказом и долиной Инда.
Цивилизация долины реки Ганг, ведийский период и послеведийский период
Обилие осадков и плодородие почв в долине Ганга могли позволить выживать достаточно большому количеству населения. Именно здесь расположен Варанаси – древнейший город Индии. Город был основан около 3000 лет назад.
На смену Хараппской цивилизацией пришел ведийский период, растянувшийся до V века до н.э. Тогда были созданы основы для индуизма и прочих аспектов культуры раннего индийского общества.
С VI века до н. э., на территории Индии появляется множество независимых королевств и республик.
В III веке до н. э. Чандрагупта Маурья объединил большую часть Южной Азии в Империю Маурьев, которая достигла наибольшего расцвета при правлении царя Ашоки.
В начале II века до н. э. ряд нападений со стороны Центральной Азии привел к тому, что на территории Индостана возникли Индо-греческое, Индо-скифское и Индо-парфянское царства, а также Кушанская империя. В Южной Индии в разное время власть принадлежала нескольким династиям:
- Чалукья;
- Чера;
- Чола;
- Кадамба;
- Паллава;
- Пандья.
Покровительство этих правителей способствовало расцвету в Индии науки, инженерии, искусства, литературы, астрономии и философии.
Буддийский период
Вследствие разочарования древнеиндийского общества в ритуальности и формальном благочестии ведийской религии с ее определенными внутренними противоречиями в середине I тыс. до н.э. в Индии возникают оппозиционные брахманизму учения. Основатели буддизма и джайнизма, Будда и Вардхамана Махавира, были членами именно кшатрийского, а не брахманами, что подтверждает существование острейшего кризиса старой религиозной системы. Проявлением кризиса стало появление новых «еретических» движений, аскетов, странствующих философов, отвергавших авторитет брахманов и Вед, и ставивших своей целью самостоятельный поиск истины через философию и йогу (практика преобразования сознания). Основатель буддизма, Будда Шакьямуни, был одним из таких отшельников.
Персы и греки
На начала буддийской эпохи приходятся индийские походы царя персов Кира, покорившего племя гандхара на северо-западе Индии, и бравшего дань с индусов Ашвака. Но походы персов не затронули глубины Индийских владений.
В 327 до н. э. во главе огромной армии Александр Македонский начал завоевание Индии, но столкнулся с ожесточенным сопротивлением северо-западных племен. После ряда блестящих, но тяжелых побед, Александр завершил восточный поход в 325 до н. э. Эта встреча цивилизаций способствовала сближению Индии с эллинистическим миром. Взаимное культурное обогащение способствовало развитию культуры, медицины, философии и науки как Индии, так и эллинистических стран. Окончательное изгнание грекоы с индийских территорий произошло после восстания 317 до н. э.
Маурьи
Волна борьба с греческим вторжением привела к объединению Индии под властью Чандрагупты из рода Маурьев, которому впервые удалось создать единую североиндийскую державу в долинах Инда и Ганга. К концу IV века до н. э. Чандрагупта завоевал также Камбоджу, Гандхару и смежные области Восточного Ирана.
Преемники Чандрагупты Биндусара (293—268 до н. э.) и Ашока (268—231 до н. э.) укрепляли и расширяли территорию государства. Для духовного объединения населения далеких друг от друга частей огромной страны особое покровительство оказывалось буддизму.
Быстрому распаду империи Маурьев способствовали недостатки в политике централизации и разный уровень экономического и общественного развития отдельных частей страны.
Классический период
В классическую эпоху окончательно формируются стабильная религиозная, общинно-кастовая и экономическая системы множества владений различных мелких династий, друг за другом создававших непрочные крупные державы. Во II веке до н. э. — III веке н. э. в Северную Индию вновь вторгаются различные силы с северо-запада.
Первым стало отделившееся от царства Селевкидов Греко-бактрийское царство. Знать греко-бактров образует особое Индо-греческое царство, просуществовавшее до конца II века до н. э.
В I веке до н. э. широкие завоевания из сопредельного с Кашмиром государства кочевников-саков привели к созданию нескольких владений разных размеров, крупнейшим из которых стало Индоскифское царство. Однако уже ко второй четверти I века н. э. оно становится жертвой отколовшегося от Парфии нового мощного государства, захватившего все индоскифские территории, а затем павшего под ударами кушанов Бактрии. Кушанская империя достигла наивысшего могущества при царе Канишке (97-120 гг.), когда оно относилось к четырём великим державам мира. В III веке сасанидский Иран отвоевывает последние территории Кушанского царства.
Еще раз объединить Индию смогла династия Гуптов. Ее представитель, царь Самудрагупта (335—380 гг.), в походах достигал Гималаев и верхнего Инда. При его сыне Чандрагупте II Викрамадитье (380—415 гг.) Индия вошла в «золотой век» своего развития. Однако еще одно вторжение с северо-запада не смогла выдержать даже могущественная держава Гуптов. Ираноязычные кочевники эфталиты в IV—V веках создали государство, включавшее и территорию гуптской Индии. Этим событием принято условно считать окончание древней истории Индии.