Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рабство в Древнем мире

Определение 1

Рабство — система общественных взаимоотношений, в которой допускается право собственности одного человека (рабовладельца) или государства на другого человека (раба).

На первых этапах в рабов обращали преступников, должников или пленников, а в дальнейшем и гражданских лиц.

Замечание 1

Государства, в которых разрешено рабство называют рабовладельческими государствами.

С доисторических времен рабство существовало у различных народов, принимая те или иные институциональные формы.

Сущность рабства и положение раба

Появление рабовладения

Для повышения эффективности производства необходимо разделение труда. При его организации тяжёлый физический труд является наименее привлекательным. На этапе, когда технологии стали позволять работнику производить продукции больше, чем ему необходимо для поддержания жизни, военнопленных стали принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Лишенные свободы люди превращались в собственность.

Положение раба

С точки зрения римского философа Варрона раб являлся лишь «говорящим орудием», одушевлённой собственностью. Рабы обычно использовались в качестве рабочей силы в сельском хозяйстве или в другом производстве. Вещный характер раба выражается в том, что все продукты труда рабов становятся собственностью владельца. В то же время забота о нуждах рабов лежит на хозяине. Не имея собственности, раб может распоряжаться лишь тем, что господин дал ему. Рабам запрещалось без разрешения господина вступать в законный брак. Раб мог стать предметом торговых сделок, как и любое другое имущество.

Гуманность и выгода рабовладельца определяли условия жизни раба. Гуманность была редкостью; вторая зависела от трудности добычи новых рабов. Выращивание рабов с детства — дорогой и медленный процесс, поэтому рабовладельцам приходилось обеспечивать для рабов достаточный для поддержания работоспособности уровень жизни; однако там, где добывать взрослых рабов легко, их жизнь и здоровье стоило не дорого.

«Рабство в Древнем мире» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Раб не мог являться субъектом права. Он не пользовался никакой правовой защитой. Господин имел законное право на убийство раба, а покушение кем-то другим рассматривалось как покушение на имущество хозяина. Хозяин также нес ответственность за ущерб, нанесённый рабом третьим лицам. Лишь на поздних этапах рабовладельческого общества рабы получили незначительные права.

У всех народов сначала единственным, а затем весьма существенным источником рабов служила война, которая сопровождалась пленением воинов противника и похищением проживающих на его территории людей. Институт рабства возникал одновременно с переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Для охотников-собирателей не было экономического смысла брать в плен.

Первобытное общество

По современным научным представлениям в первобытную эпоху рабовладение сначала полностью отсутствовало, а, появившись, не имело массового характера. Причиной был низкий уровень организации производства, при котором работник не мог произвести больше необходимого для поддержания жизни. В таких условиях раб не мог принести пользы, и обращение в рабство было бессмысленно. Рабов как таковых не было, а были только взятые на войне пленники, считавшиеся собственностью того, кто их захватил. Эта практика стала фундаментом для рабовладения, так как закрепила представление о том, что один человек может владеть другим.

В межплеменных войнах пленников обычно убивали, иногда принимали в племя. Исключениями были особо ценные какими-то личными качествами или умениями мужчины-рабы. Бо́льший интерес представляли захваченные женщины, которых можно было использовать для рождения детей или хозяйственных работ.

Впервые о рабстве упоминается в период захвата Шумера семитскими племенами, когда речь идет о покорении народа и подчинении его господину. Самые древние сведения о существовании рабовладельческих государств в Месопотамии относятся к началу III тысячелетия до н. э. Это были крохотные протогосударственные образования во главе с царями. В потерявших независимость княжествах правили «энси» – высшие представители рабовладельческой аристократии. В экономической основе этих древнейших рабовладельческих государств лежал сконцентрированный в государственных руках земельный фонд страны. Обрабатывавшие общинные земли свободные крестьяне были обязаны нести в пользу государства всякого рода повинности.

Библейские источники описывают рабство еще в допотопный период. У древних патриархов было много рабов. Ими становились военнопленные или должники, которые не могли уплатить долгов, воры, которые были не в состоянии заплатить за украденное, а также вступившие в брак с рабом лица. При крайних обстоятельствах человек сам себя продавал в рабство. Через продажу рабы переходили от одного хозяина к другому, и покупка была самым обычным способом добывать себе рабов.

Расцвет рабовладения

Рабский труд стал экономически оправданным в перешедших к сельскохозяйственному производству обществах. Оно требует значительных затрат труда, а работник производит существенно больше необходимого для поддержания жизни. Тогда начала складываться рабовладельческая система, просуществовавшая с античных времён до XVIII века.

В этой системе рабы формировали особый класс, в котором обычно выделялась категория домашних рабов. Они всегда находились при доме, в то время как прочие работали в поле, на строительстве, ходили за скотом и так далее. Условия жизни домашних рабов были гораздо лучше: их лично знал господин, они жили с ним общей жизнью, и, практически, входили в состав его семьи. Положение остальных рабов часто не отличалось от положения домашнего скота, а могло быть и хуже. Для удержания в подчинении больших масс рабов появилась соответствующая юридическая поддержка права владения рабами. Законы сурово наказывали рабов, посмевших бежать от хозяина или взбунтоваться. Для их усмирения применялись самые жесткие меры.

Среди домашних рабов по мере роста образованности и культуры общества выделилась ещё одна привилегированная группа – рабы, чья ценность определялась знаниями и способностями к искусствам и наукам. Существовали рабы-актёры, рабы-учителя и воспитатели, переводчики, писцы. По уровню образования и способностей такие рабы нередко значительно превосходили своих хозяев.

Путём долгой эволюции положение рабов постепенно изменялось к лучшему. Рациональный взгляд на собственную выгоду вынуждал рабовладельцев бережно относиться к рабам. Этому же способствовали соображения безопасности, в ситуации, когда рабы в количественном отношении значительно превосходили свободное население. Сначала изменение отношения к рабам отразилось в религиозных обычаях и предписаниях, а затем и в писаных законах. Запрещались убийство или искалечение рабов. Хотя за одинаковые проступки раба наказывали строже, чем свободного человека, он не мог жаловаться в суд, не мог обладать собственностью и вступать в брак; по-прежнему хозяин мог его продавать, дарить, тиранить и т. д. Тем не менее, раб всё-таки оставался вещью; меры, которые принимались для защиты раба от произвола господина, носили чисто полицейский характер и вытекали из соображений, не имевших ничего общего с признанием за рабом прав личности.

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot