Культура Древней Индии сформировалась много тысяч лет назад, первые города появились в начале I тысячелетия до н. э. и имели рабовладельческий строй, это отразилось в традициях, религии и в искусстве. Территории Индии были заселены разными народностями, которые создавали произведения искусства и литературы, самые первые находки историки относят к III тысячелетию до н.э.
В основном цивилизация Древней Индии развивались в Северной Индии, так как эти территории были более плодородными. На протяжении многих веков здесь развивалась живопись, архитектура и скульптура.
Для индийского искусства характерно стремление к роскоши и богатству. Архитектурные традиции Индии сохраняют элементы роскошной резьбы по камню и дереву. Древнеиндийская скульптура и живопись богата образами героев и богов, которые стали традиционными для индийской культуры.
Рисунок 1. Барельеф индийского храма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Зарождение искусства в Индии
Искусство Индии начиналось с наскальной живописи и было тесно связано с религией и мифологией, но при этом и отражало жизнь того времени. В культурном развитии Индия является целостной системой, которая многие века хранила свои традиции. В своем развитии искусство древней Индии было связано и с шумерской, греческой и даже с китайской культурой.
Самые первые произведения искусства были созданы в период неолита, ценной находкой являются памятники Хараппа (в Пенджабе), которые относятся к бронзовому веку. Артефакты того периода, говорят о развитии ремесел и письменности.
Харапа – древний индийский город, расположен на территории современного Пакистана.
Во втором тысячелетии до н.э. в Индию из Афганистана переселяются арии, которые первое время держатся обособленно и живут племенными сообществами. Среди народов, населявших Индию в этот период, были племена, которые сочиняли гимны в честь богов, после их творения были объединены в «Ригведу» (она состоит из 1028 гимнов).
В ведический период были написаны великие поэмы ариев «Рамаяна» и «Махабхарата», в последней описана вражда между племенами Пандаров и Кауровов.
Искусство древней Индии в II в. до н.э. – III в н.э.
В искусстве этого периода можно обнаружить определенную связь с социальными мотивами. Художник Амаравати в своей живописи использовал символы, изображал не только богов и религиозные сюжеты, но и эпизоды из обыденной жизни.
Искусство содержит элементы, которые невозможно объяснить без знаний древних индийских текстов. Такие изображения встречаются до VI века, ими расписан комплекс Аджанта.
Аджанта – индийский храмовый комплекс в виде пещер расположен в штате Махараштра.
Индийская культура VI – X вв.
С эпохой Гупта появляются новые направления и элементы в искусстве. Художники постепенно теряют интерес к образу человека, все больше они обращаются в своих произведениях к богам и их жизни, в это время также распространено изображение природы.
Гупта – эра древнеиндийского календаря.
После X века в живописи уже гораздо реже встречаются изображения природы и ее явлений, художники полностью сосредоточились на буддийских богах, такими изображениями пестрят рукописи, социальные же проблемы того периода художников не волновали.
Ближе к концу XIV века художники начинают в своем творчестве уделять внимания социальной жизни, изображают иностранцев, в живописи присутствует мусульманские мотивы. Изобразительное искусство Индии этого времени дает более наглядное представление о жизни людей, чем многие другие древние источники.
В XVI веке все еще сохранялась эта заинтересованность, появляются изображения простых людей и их ежедневного быта, искусство приобретает новые смыслы.
Скульптура Древней Индии
Обычно скульптурой украшали древние храмовые сооружения, стены были полностью заполненными фигурами Будды, а свободное место между ними покрывали орнаментом. Скульптурными рельефами также изображали легенды из жизни Будды.
Новым поворотом в скульптуре стало изображение Будды в образе человека, такого ранее в индийском искусстве не было. Образ Будды и его учеников и последователей стал передавать представление о личности, познавшей самого себя, облик которой грамотно сочетал в себе физическую и духовную красоту
Помимо буддийских сюжетов в храмах можно было встретить и сюжеты из традиционной жизни, такие скульптуры помещали в ниши или ставили у стен. Это могли быть фигуры духов, божеств, богинь. Получили свое развитие и портретные статуи в виде фигур правителей, уже в то время статуи очень реалистично передавали черты лица, фигуры и даже некоторые детали одежды.
Кроме Будды, есть в индуизме и много других богов, также популярен бог Ганеши, он является сыном Шивы и Парвати. В основном его изображали в виде фигуры человека с головой слона, изображения богов индуистского пантеона, а также их статуи скульптуры дошли до наших дней и имеют огромное значение для мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство получило свое развитие в форме литья из бронзы и производства ювелирных изделий. Также индийские мастера из керамики делали посуду, после расписывали ее и украшали изображениями животных, окруженных растениями, в основном распространена была черная и красная краска для росписи, другие цвета тоже использовали, но реже.
Весомый вклад в сохранение культуры и искусства древней Индии внес русский художник Рерих, позже его поддержал его сын, который занимался охраной культурный ценностей древней Индии.
Таким образом, Индия это страна с очень яркой и многоликой культурой, на формирование особого стиля ее искусства, скульптуры, литературы многие века влияли три разных религии – буддизм, ислам и индуизм, в результате что-то забывалось, что-то вновь появлялось и выражалось в искусстве того или иного периода.