Мидия – это древнее государство, а также этногеографическая область на западе Ирана, от горы Эльбрус и реки Аракс на севере до границ Персиды на юге и от Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенная ираноязычными племенами.
Ранние государства мидян и «авестийских ариев»
В первой половине I тыс. до н. э. ассимиляция аборигенного населения Ирана шла по нарастающей.
На основе слияния пришлых иранцев с местными кутийскими племенами в начале IX века до н. э. в долине Кызыл-Узена сложился мидийский союз племен. Его территория рассматривалась в качестве срединного ареала ираноязычных племен, населявших Иранское плато. Области других племен, живших к югу, западу и востоку от мидян, получали названия от иранского корня «парс» («бок») – «Окраинная земля». Известно три иранские «Окраины»:
- Парсуа в долине реки Дияла;
- Парса при горах Загроса, между Эламом и Мидией;
- Парфия в предгорьях Копетдага.
История Северо-Западного и Центрального Ирана на протяжении веков сводилась к обороне от нашествий ассирийцев. В 834–788 годах до н. э. ассирийская армия систематически вторгалась на территорию мидян. К концу периода, при Адад-нерари III (810–783 годы до н. э.) Ассирии покорились все земли региона до Каспия и Дешт-и-Кевира. Только резкое ослабление Ассирийской державы в 70-х годах VIII века до н. э. под ударами Урарту привело к освобождению мидян. Однако очередная серия ассирийских походов в 744–713 годах до н. э. привела к повторному включению Мидийского союза в Ассирийскую державу, причем в виде провинций, а не просто зависимых владений.
На востоке региона в начале I тыс. до н. э. сложилась ранняя держава авестийских ариев. Ее правители носили титул «кави» (изначально верховный жрец общинного культа и всей общины), что определяло их связь со структурами общины. Оседлые авестийские арии были принуждены вести постоянные войны против совершавших набеги с севера кочевников, потомков андроновских племен. Воспоминания об авестийских царях и их борьбе с туранцами формируют важнейший содержательный пласт «Авесты».
Авеста – это собрание священных текстов зороастризма.
Археологам хорошо известна «линия фронта» этой борьбы, лежавшая между Сырдарьей и Амударьей: граница между северным и южным вариантами раннего железного века. Авестийские арии свои походы направляли и на запад, против аборигенов Юго-Восточного Прикаспия, но не добились успеха; Эти области в результате были иранизированы со стороны центрально-иранского очага расселения иранцев.
Рождение Мидийского царства
Появление на северо-западе Ирана Скифского царства угрожало могуществу Ассирии и дало импульс к очередному витку политогенеза у мидийских племен. Уже в 673 году до н. э. подвластные Ассирии мидяне при помощи скифов свергли ассирийское господство и сформировали государство со столицей в Экбатанах.
Первым правителем стал Хшатрита (673–653 годы до н. э.). Мидия объединила Северный Иран, но неожиданно скифы заключили союз с Ассирией. Когда в 653 году до н. э. Хшатрита напал на нее, осадив Ниневию, скифы его разгромили и подчинили Мидию себе, став главной силой на севере Передней Азии. В течение десятилетия они контролировали значительную часть Закавказья, набегами опустошая Урарту и Малую Азию, где полностью победили и затем уничтожили киммерийцев (643 годы до н. э.), а затем выступили против Ассирии и в 30-х годах VII века до н. э. разорили ее западные провинции. В это время на Ближнем Востоке никто не мог противостоять скифам, однако их мощь оказалась эфемерной: в 625 году до н. э. скифские вожди были истреблены во время празднества взбунтовавшимися местными предводителями. Этот подвиг впоследствии приписывался правителю Мидии Киаксару.
Взлет Мидийского царства при Киаксаре
Все завоеванные скифами страны в конце VII века до н. э. обрели независимость, и от этого больше всех выиграла Мидия. Ее царь Киаксар (625–585 годы до н. э.) организовал регулярную армию по ассирийскому образцу, заменив ею племенное ополчение, и приступил к широкомасштабным завоеваниям. В первое десятилетие он покорил значительную часть Иранского нагорья, в том числе Элам и Персию.
Заклятый враг мидян Ассирия в это время увязла в войне с восставшей Вавилонией. Киаксар вмешался в войну, в 615 году до н. э. напав на Ассирию, а в 614 году до н.э. заключив с вавилонянами антиассирийский союз и разрушив древнюю ассирийскую столицу Ашшур. К 605 году до н. э. Ассирия была уничтожена, а ее территорию разделили Вавилония и Мидия. В то же время Киаксару покорились государства Армянского нагорья: Скифское царство, Урарту и Армину. Разделив ассирийское наследство Вавилония и Мидия оказались на грани войны друг с другом.
В начале VI века до н. э. начались приграничные конфликты: царь Элама, вассал Мидии, напал на Вавилонию, но оказался разгромлен Навуходоносором, сумевшим захватить Сузиану. Полномасштабная война казалась неизбежной, но обе стороны оказались вовлечены в другие войны: Мидия с Лидией, а Вавилония с Египтом. Воспользовавшись напряженным моментом, Лидия решила оспорить у Мидии власть над Армянским нагорьем, укрыв скифов, взбунтовавшихся против Киаксара, и заключив военный союз с Арминой; Киаксар отреагировал немедленным объявлением войны.
Решающее столкновение Ирана и Месопотамии было отсрочено на полвека, а кровопролитная война мидийцев с Лидией (590–585 годы до н. э.) завершилась сражением, в разгар которого началось солнечное затмение. Изнуренные войной стороны узрели гибельное предзнаменование и предпочли заключить союз, скрепив его браком сына Киаксара Астиагом и лидийской царевны. Граница была проведена по реке Галис; тем самым Мидия присоединила Каппадокию.
В наследство Астиагу (585–550 годы до н. э.) Киаксар оставил грандиозную централизованную державу, с организованным государственным аппаратом, включавшим корпорацию государственных жрецов. Большая часть покоренных территорий попала под прямую власть мидийских царей, ее разделили на наместничества. Немногие области (Персия, Армина и Элам) были оставлены на вассальном положении.
В 613 году до н. э. Киаксар сменил свой титул с «царя Мидии» на «царя народов».
Тем самым он выдвинул новую концепцию государства как мировой деспотии, где царская власть универсальна, принципиально неограниченна, стоит над национально-государственным и претендует на весь мир.
От мидийских царей этот взгляд унаследовали Ахемениды.