Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Иран в 1840-1860-х годах. Религиозно-политическое движение бабидов. Попытка реформ.

Определение 1

Бабиды - это последователи проповедника Али-Мухаммеда из секты шейхитов.

Последствия неравноправных соглашений

Проникновение в Иран иностранного капитала обострило кризис феодального Ирана. Ремесло и домашняя промышленность не смогли выдержать конкуренции со стороны английских фабричных товаров. Ткачи разорялись. Закрылся путь к развитию мануфактур. Иностранный капитал задел и интересы купечества. Появились иностранные торговые фирмы, обладающие привилегированным положением.

Потребность ханов в деньгах привела к тому, что феодальные повинности взыскивались в денежной форме в увеличившихся размерах.

В стране усилилось разложение феодального государственного аппарата. Коррупция и взяточничество приняли чудовищные размеры.

Бабидское движение: религиозное содержание, социальный состав, характер

В стране существовала секта шейхитов, которые верили, что должен прийти мессия — махди, для установления на земле справедливости. Махди через специального человека – баба - сообщит людям свою волю.

Замечание 1

В 1844 г. шейхит Али-Мухаммед провозгласил себя Бабом. Свои взгляды он обнародовал в книге «Беян» («Откровение»), ставшей священной книгой бабидов.

Баб считал, что каждой эпохе соответствует религия, изложенная в священных книгах. Такими книгами были Пятикнижие, Евангелие, Коран, а теперь наступила эпоха новой священной книги — Беяна, но поскольку духовенство и представители власти не хотят расстаться со старыми порядками, то земля переполнена «несправедливостями и притеснениями». Он призывал создать священное царство бабидов в главных провинциях Ирана.

В новом царстве провозглашалось равенство людей, равноправие мужчин и женщин. Всех отказавшихся принять Беян, в том числе и иностранцев, было нужно изгнать из священной страны бабидов, а имуществоконфисковать и разделить. Некоторые положения, выдвигаемые Бабом, отвечали интересам купечества:

«Иран в 1840-1860-х годах. Религиозно-политическое движение бабидов. Попытка реформ.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • обязательная уплата долгов;
  • тайна торговой переписки;
  • признание ростовщических процентов справедливым делом;
  • право выезда из царства для торговцев;
  • организация хорошей почты;
  • введение единой денежной системы.

Сам Баб выступал как представитель купечества, однако проповедью равенства и призывами к созданию царства справедливости, он завоевал симпатии крестьян и ремесленников.

Особенную популярность проповедь бабидов получила среди крестьян и ремесленников в пригородных деревнях, в связи с чем усилилось влияние учеников Баба, тесно связанных с народом и развивавших антифеодальные элементы его учения.

Выходец из крестьян Мухаммед-Али из Барфоруша учил, что в бабидском царстве иранцы будут свободны от уплаты налогов и феодальных повинностей. Он призывал к общности имущества. Такие проповеди встречали поддержку крестьян и ремесленников.

В 1848 г. множество сторонников Баба собралось в г. Бар-форуше. В это время было получено известие о смерти шаха Мухаммеда. Бабиды сочли момент подходящим для выступления. После стычек с отрядами местных ханов отряд вооруженных бабидов обосновался в 20 км от города. Вскоре в укрепленном лагере собралось 2 тыс. крестьян и ремесленников.

Имущество собравшихся было объявлено общим достоянием. Все были обязаны работать на строительстве укреплений и изготовлять оружие. Питались бабиды из общего котла. Крестьяне поставляли восставшим лошадей, скот, продовольствие, фураж.

Известие, что в Шейх-Таберси началось «царство справедливости», способствовало успеху бабидской пропаганды в Иране. Начались волнения. Ханы и духовенство бежали в горы. Правительство приказало местным властям ликвидировать лагерь бабидов, но те смогли обратить в бегство отряды ханов. Потерпели поражение и войска шаха, присланные в конце 1848 г.. Число бабидов быстро росло.

Весной были посланы новые войска численностью 10 тыс. Ряды восставших таяли, кончалось продовольствие. Только в мае 1849 г. бабиды прекратили сопротивление.

Но бабидское движение продолжало расти в других городах и провинциях. В г. Зенджане завоевал популярность проповедник Мухаммед-Али зенджанский. Опираясь на поддержку ремесленников, крестьян, купцов он начал открытое восстание в мае 1850 г. Восставшие захватили город, разгромили тюрьму. Все имущество было объявлено общим. Важную роль в восстании играли городские ремесленники. В конце мая начали прибывать войска шаха, но их атаки отбивались бабидами.

Под влиянием восстания активизировалось движение в других районах. Восстание в Йезде было сравнительно легко подавлено властями. В июне бабиды восстали в Нейризе.

Чтобы пресечь распространение движения, шахское правительство в июле 1850 г. расстреляло арестованного Баба. Но его казнь не остановила бабидские выступления. Зенджан продолжал оставаться центром борьбы. Против него было выдвинуто большое войско с артиллерией. Шах приказал артиллерийским огнем разрушить занятую восставшими часть города и истребить всех повстанцев.

К концу 1850 г. зенджанское восстание было подавлено. Восстание в Нейризе было разгромлено еще раньше, но в ответ на террор началось новое выступление крестьян. В течение долгого времени повстанцы сопротивлялись в горных укреплениях. Однако, отрезанные от своих деревень, они были поголовно истреблены.

Второе нейризское восстание стало последним крупным выступлением бабидов. Восстания весной 1852 г. в Зенджане и Барфоруше не имели массового характера и были легко подавлены властями. Некоторые бабиды перешли к индивидуальному террору: в августе 1852 г. было организовано неудачное покушение на шаха. По всему Ирану правительство расправлялось с последователями бабидов.

Попытки реформ в Иране

Под влиянием народных восстаний некоторые представители власти попытались реформаторским путем ослабить глубокий кризис феодального Ирана. Инициатором реформ был великий визирь Амир Низам. Именно он организовал подавление бабидских восстаний и расправы с выжившими повстанцами.

Цели реформ:

  • укрепление центрального правительства;
  • создание сильной армии, которая была бы способна обеспечить независимость Ирана от иностранных держав.
Замечание 2

Амир Низам был противником усиления влияния англичан в Иране, стремился покончить с сепаратизмом и ханскими мятежами.

Визирь смещал губернаторов, которые не подчинялись центральному правительству, сократил число чиновников, боролся с казнокрадством, урезал доходы членов шахской семьи. Он пытался расширить торговлю и развивать местную промышленность. Было начато производство оружия. Началась реорганизация армии.

Учитывая недовольство крестьян произволом помещиков, Амир Низам разработал устанавливающий размеры повинностей проект.

Реформаторские проекты Амир Низама не могли изменить положение Ирана. Сторонники реформ составляли лишь малую часть господствующего класса. Большинство знати и высшее духовенство выступали против реформ. Амир Низама терпели на посту только пока продолжались восстания. Однако уже осенью 1851 г. он был смещен, а в 1852 г. казнен. Попытка проведения реформ закончилась поражением. Сохранилось только значение преобразований в области просвещения. Молодых иранцев посылали учиться за границу, в Иран приглашались иностранные профессора. В Тегеране было основано учебное заведение европейского типа, в котором изучали военное дело, математику, медицину, гуманитарные науки. Преподаватели переводили европейские учебники.

Дата последнего обновления статьи: 09.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot