Делийский султанат – это крупное исламское государство, существовавшее в 1206—1526 и 1539—1555 годах на территории северной части Индии.
Феодальная раздробленность в Индии
В XVI век Индия вступила в состоянии раздробленности. Формально Делийский султанат продолжал существовать, однако его правители на деле владели лишь обломком былой державы. Возникшие государства Гуджарат, Джаунпур, Малва, Бенгалия, раджпутские княжества достигли высокого уровня культурного и экономического развития, однако частые междоусобицы их ослабляли и истощали.
Завоеванные делийскими султанами территории на Декане получили независимость и вошли в состав государства, которым правила династия Бахманидов, основателем которой был наместник делийского султана. В конце XV — начале XVI в. оно также распалось на ряд мелких, но сильных в экономическом и военном отношении султанатов:
- Биджапур,
- Ахмаднагар,
- Берар,
- Бидар,
- Голконда.
Все они воевали с могущественным южноиндийским государством Виджаянагар. Свидетелем одной из таких войн стал тверской купец Афанасий Никитин. Он подтвердил, что индийские армии использовали огнестрельное оружие. И мусульманские султанаты, и Виджаянагар были развитыми государствами, оставившими последующим эпохам богатую литературу и множество архитектурных шедевров. Однако частые войны их ослабляли.
В 1565 г. деканские султанаты сумели объединиться и нанести поражение Виджаянагару, от которого он уже не смог оправиться: начался процесс необратимого распада. Часть земель поделили победители, не предполагавшие, что торжествовать осталось недолго.
Завоевание Индии Бабуром
Султан Ибрахим, занимавший в 20-е годы XVI в. делийский престол, не оставлял надежд вернуть вассалов под свою руку. Однако его собственные придворные были им недовольны, и в их среде родилась идея пригласить в Индию правителя Ферганы Бабура. Какое-то время он правил и в Самарканде, но потерял почти все владения в борьбе с братом-соперником и узбекскими ханами. В результате он бежал в Афганистан, где смог вскоре захватить власть в Кабуле. В 1519 году он начал осуществлять набеги на Индию, увозя всегда богатую добычу. Бабур мечтал о завоевании Индии, но к осуществлению замысла приступил лишь в 1526 году, когда узнал, что индийские феодалы готовы его пригласить. Они надеялись, что талантливый военачальник поможет им избавиться от султана, а платой за труд будет добыча.
Бабур вторгся в Индию, захватил Пенджаб и 21 апреля 1526 г. в битве при Панипате разбил войска султана Ибрахима, а затем занял Дели. Скоро индийские феодалы осознали, что он рассчитывает утвердиться на престоле и объединились против завоевателя, но 13 марта 1527 г. были разбиты. Захватив ряд индийских земель, Бабур объявил себя правителем, положив начало империи Великих Моголов.
Империя Великих Моголов — это государство, существовавшее в 1526—1540 и 1555—1858 годах на территории современных Бангладеша, Индии, Пакистана и юго-восточного Афганистана.
Бабур скончался в 1530 г. Он разделил между сыновьями владения, отдав саму Индию любимцу Хумаюну и завещав подчиняться ему остальным братьям. Однако наследники не выполняли волю отца. Против Хумаюна выступили его братья и мусульманские феодалы из Бихара и Бенгалии. Проиграв две битвы Хумаюн бежал в Иран. Власть на 15 лет (1540— 1555) оказалась в руках афганских феодалов из рода Сур. Только в 1555 г. Хумаюн вернулся на делийский престол.
Акбар и его реформы
В 1556 году на трон взошел тринадцатилетний сын Хумаюна Акбар (1542—1605), который стал подлинным основоположником империи и величайшим в истории средневековой Индии реформатором. Унаследовав от отца только разоренные войной полунезависимые провинции, Акбар смог военной силой и дипломатическими путями во много раз расширить владения, присоединив богатейшие области Бенгалии, Гуджарата, Кашмира и Центральной Индии, земли деканских султанатов Ахмад-нагара и Берара.
Акбар провел ряд реформ, направленных на создание сильного централизованного государства. В рамках административной реформы империя была разделена на провинции во главе с наместниками, которым подчинялась структура судебного и налогового аппаратов. Для всей империи были введены единые календарь и система мер и весов. Календарь при этом был основан на последних достижениях астрономии, включая труды среднеазиатского астронома Улугбека.
Для индийской экономики исключительную важность имела налоговая реформа, по которой ранее собиравшийся в натуральной форме поземельный налог, доходивший иногда до одной трети урожая, был переведен в денежную. Для его уплаты крестьяне были должны продать на рынке урожай, способствуя тем самым развитию в империи товарно-денежных отношений. В конце 70-х годов падишах пытался отменить вековую военно-ленную систему и за службу жаловать не землями, а деньгами. Ответом стали мятежи в провинциях, так что реформу отменили. Акбар ограничился введением системы рангов, которые присваивались находившимся на государственной службе феодалам. Каждому чину соответствовала цифровая градация, показывавшая, сколько всадников на доходы с земель должен был содержать обладатель чина. Акбар для борьбы со злоупотреблениями ввел практику ежегодных смотров феодальных отрядов. Во время смотров кони клеймились, чем исключалась передача их от одного феодала другому.
Акбар содействовал развитию торговли и ремесла, отменив ряд тяжелых пошлин с ремесленников и купцов. Наибольшую славу ему принесла религиозная реформа с целью консолидации правящей элиты вне зависимости от вероисповедания. Акбар в рамках этой реформы вопреки исламскому праву отменил обременительный и унизительный налог с немусульман — джизию. Акбар отказался разделять религии на «истинные» и «ложные», а людей — на «истинно верующих» и «неверных». Целью государственной политики был объявлен «мир для всех». В своих владениях Акбар объявил полную свободу вероисповедания, отменив любые формы дискриминации немусульман. При дворе на равных отмечались индусские и мусульманские праздники. Возможность проповедовать получили прибывшие из Рима католические миссионеры. Вместе с муллами и брахманами они принимали участие в диспутах, устраивавшихся в построенном по приказу Акбара «доме молитв». Эти дискуссии нередко перерастали в драку, навсегда отвратив падишаха от религиозного фанатизма.
У мусульманских феодалов и консервативной части духовенства религиозная политика Акбара вызывала сильное недовольство. Они обвиняли падишаха в ереси и поднимали народ на восстания.