Христианство как государственная религия Византии
Христианство – мировая религия, возникшая в I веке в Палестине, находившейся в тот момент под властью Римской империи. Постепенно идеи христианства широко распространились в античном обществе. В 301 г. первым из государства мира христианство как государственную религию принимает Армения. В 313 г. император Константин Великий издает эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство получает равные права с остальными языческими религиями.
Попытки Юлиана Отступника (361—363), родственника императора Константина, возродить языческие традиции не увенчались успехом.
В конце IV в. при императоре Феодосии христианство становится единственной религией на территории Восточной Римской империи, известной нам как Византийская.
А в VI в. император Юстиниан, при котором Империя возвращает часть утраченных земель на западе, окончательно запрещает последние языческие обряды на территории государства. Закрывается знаменита Афинская академия, последний островок прежней античной традиции.
При Юстиниане создается величественный храм Святой Софии, развивается строительство храмов. Христианство становится неотъемлемой частью всей культурной и общественной жизни Византийского государства и общества.
В период ранней истории Византии активно развивается основа всей византийской культуры – богословие. Несмотря на то, что христианство противопоставлялось языческим античным идеям, но в богословии использовали прежние идеи. Так, известные христианские богословы Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, опираясь на прежнее эллинское философское наследие, смогли доказать ключевую для христианства формулу о взаимоотношении единой Божественной сущности и трех ипостасей. Эта формула была зафиксирована в Никео-Константинопольском символе веры, принятом на IV Вселенском соборе в 451 г.
Центром дискуссий византийских богословов того времени является проблема взаимоотношений Бога и человека. Примером является богослов Григорий Нисский, который считал, что человек является вершиной творения, но самым важным является то, что человек создан по образу и подобию Божиему.
Итак, характерной чертой развития христианства и культуры в ранней Византии стало взаимодействие античной эллинской традиции и христианских идей.
Развитие христианства как государственной религии Византии привело к появлению такого жанра как церковная история. Создателем нового направления стал Евсевий Кесарийский. Церковная история воспринимала время как линию, идущую от начала до конца, в отличие от прежнего циклического дохристианского восприятия времени, героем становился благочестивый христианин, целью жизни которого определялось мерой претворения в жизнь христианских принципов.
Период иконоборчества
Период политического могущества при императоре Юстиниане в VI сменился политическим, культурным и экономическим кризисом в VII в. в результате нашествия арабов и отторжения наиболее плодородных и богатых азиатских и африканских провинциях. Этот период называют «темными веками» в истории Византии.
В истории христианства он связан с эпохой иконоборчества.
Иконоборчество – религиозное и политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, которое было направлено против почитания икон.
Иконоборцы видели в почитании икон возрождение языческого культа, отход от ранних идеалов христианства. Вероятно, на формирование иконоборческой доктрины повлияли идеи иудаизма и ислама, в основу которых было положено представление о том, что единое божество неописуемо и непознаваемо.
Религиозные и философские споры привели к необходимости систематизации всего христианского богословия. Этой задаче был посвящен труд *Иоанна Дамаскина «Источник знания». Дамаскин выводит всё сущее на Земле из Бога. Согласно его концепции Бог, представляет собою непознаваемое и извечное начало мира, источник и цель всего бытия. Человек же является центром мироздания, именно мир создан для человека, и жертва искупления, принесенная Христом, была предназначена для спасения человека.
Сочинения созданные Дамаскиным помогли обрести богословам четкую аргументацию в борьбе с различными ересями, такими как несторианством, манихейством и др. В тоже время Дамаскин использовал, а не отвергал достижения античной философии. Им были использовано учение Платона, труды Аристотеля и других авторов.
Другому богослову, Феодору Студиту (759-826), приписывают создание устава Студийского монастыря, ставшего для православных стран основой и образцом собственной монашеской жизни.
Исихазм - новое направление в богословии
В период Македонской династии и династии Комнинов, Византия уходит от тяжелых последствий «темных веков». Крепнет мощь государства, развивается культура. Даже поражение при Манцикерте в 1071 г. от турок-сельджуков и потере большей части владений в Малой Азии не стала приговором Империи.
В Византии развивается как светское, так и церковное образование. Продолжается в X-XII в. процесс систематизации богословских знаний. Отметим здесь мистическое понимание христианского Откровения и тайн мироздания, что характерны для учения Симеона Нового Богослова (949-1022).
Согласно Симеону, Бог может открыться и стать видимым человеку уже на земле. Идеи Симеона стали основой нового направления в византийском богословии – исихазма.
В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Причиной стали противоречия догматического характера и притязания Папы Римского на верховенство над Константинополем.
В XIII-XV в. происходит закат и падение Византийской империи. Ударом, от которого Империя не смогла оправиться стало взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. Отвоевание столицы в 1261 г. и возрождение Византийской империи было лишь всплеском активности. Империя была лишена почти всех своих владений, её армия, состоявшая в основном из наёмников, перестала быть надежной защитой. Ослаблена была центральная власть. А политические и торговые конкуренты в лице католического Рима, Генуи, Венеции, сербов, болгар и турок также не способствовали укреплению мощи страны.
В XIV в. богослов Григорий Палама (1296-1359) обосновал исихазм. Согласно его представлениям практика «умной молитвы» (исихии – что в переводе означает тишина, молчание) позволяет погрузить человека в глубину души собственного «Я» в свете божественной благодати. При совмещении физических упражнений, таких как контроль дыхания и биения сердца, и чтения молитвы человеку удавалось преодолеть смятение души и обрести спокойствие.
В 1453 г. Константинополь пал, Византийская империя осталась в прошлом, Константинополь, волею уже турецкого султана остался важным центром православного христианства и по сей день.