Святой Патрик Ирландский
Точная дата рождения святого Патрика неизвестна, предполагается, что это произошло между 387-389 годами в Британии.
Его отцом был диакон Кальпурния, а дедом христианский священник. В шестнадцатилетнем возрасте Патрик оказался в плену и был продан в рабство в Ирландию.
В течение 6 лет он пас овец в самом отдаленном месте Ирландии и находился в повиновении у хозяина, пока не убежал из плена.
О жизни Патрика повествует много легенд и одна из них говорит о том, что он не хотел убегать, а просил хозяина отпустить его на волю. За свободу хозяин потребовал большой слиток золота, и ангел подсказал Патрику, где этот слиток взять. На побережье Патрика ждал корабль, но его снова схватили и опять продали в рабство. Новые хозяева были наказаны, когда рассматривали полученные за него медные котелки – их руки прилипли к металлу.
Патрик простил их, и хозяин, выкупив его из рабства, снабдив деньгами на дорогу, отпустил.
По возвращении в родные края в новом видении Патрику явился тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедованием идей христианства. Для этого необходимо было соответствующее образование, и Патрик отправляется в Галлию, где проходит обучение под руководством св. Германа.
Вскоре св. Герман отправляется в Британию и берет с собой своего ученика. В Британии они опровергают ересь и возвращают людей к Богу, совершая при этом чудеса исцеления.
Св. Патрик помнит, что следуя своим видениям, он должен отправиться в Ирландию с проповедью, а для выполнения этой миссии ему необходимо получить благословение римского епископа Папы Целестина. Получив благословение, св. Патрик в 432 г прибывает в Ирландию и проводит время в странствиях по острову, обращая тысячи людей в христианскую веру.
Легенды и жития рассказывают о том, что Господь наделил его даром великого чудотворца и те, кто слушал его проповеди, принимали крещение, а многие посвящали свою жизнь Христу.
В честь Пасхи Патрик в полном облачении и в сопровождении спутников направился в древнюю столицу Ирландии – город Тару, там, показывая трилистник клевера, он говорил о Боге-Троице, объясняя свою веру ирландцам.
Трилистник клевера впоследствии стал одним из символов Ирландии.
Свою земную жизнь св. Патрик закончил в 461 г., составив, прежде, свою «Исповедь». Он жил задолго до церковного раскола в 1054 г, поэтому его почитают как католики, так и православные.
Ирландия до Патрика
Ирландия, как и другие страны, была страной языческой и кельты, населявшие страну, поклонялись разным богам, одушевляя природные объекты и силы природы, звезды, леса, долины, реки, ручьи.
Почитали они и сонм полубогов – сидов, напоминавших добрых фей. Древние ирландцы считали, что сиды вмешиваются в жизнь человека, принимают участие в сражениях, вступают с людьми в любовные связи и помогают им самыми разными способами. Ирландцы считали, что духи, в которых они верили, воплощаются в самые разные существа, в зароки, запреты, заклинания, сны и приметы.
Что касается общественной жизни языческой Ирландии, то в ней большую роль играли жрецы. Этих магов и прорицателей называли друидами - это были хранители и толкователи религиозных и родовых обычаев, учителя юношества.
Друиды верили в переселение и перевоплощение душ, поэтому важным элементом верований у них было внимание к потустороннему миру. Мир этот был где-то под землей или далеко на западе.
Друидам пришлось свое место уступить духовенству, когда в Ирландии началось распространение христианства. Функции друидов как учителей юношества и хранителей родовых и героических традиций перешли к бардам и хронистам – филидам.
Друиды принимали активное участие в делах богопочинания, они выносили приговоры по всем спорным вопросам. Не подчинившихся их определению, отлучали от жертвоприношений, что являлось самым тяжким наказанием.
Отлученных считали безбожниками и преступниками. Таких людей сторонились все.
Возглавлял друидов самый большой авторитет, и наследование его места решалось голосованием даже с применением оружия.
Друиды не участвовали в войне, не платили податей, их освобождали от всего.
Вторым привилегированным классом в это время были всадники. С началом войны они все выступали в поход. Самые знатные и богатые всадники имели много слуг, которых держали при себе.
Структура кельтского общества по всему языческому кельтскому миру была одинакова, на вершине которой, как говорят разные источники, стоял король. Могущественная и аристократическая знать включала жрецов – этот класс стоял ниже короля.
Ниже всех стояли свободные люди неблагородного происхождения, владевшие землей и собственностью. К этому же классу относились ремесленники, занимавшие высокое положение.
В кузнечном ремесле они видели что-то сверхъестественное, и бог-кузнец в пантеоне кельтских божеств занимал почетное место.
Остальное население кроме этих трех классов, относилось к несвободным членам общества, не имевших никаких прав. У них не было ни земли, ни собственности и жили они немного лучше рабов.
Большую популярность среди знати постепенно начинает приобретать христианство, в распространении которого большую роль сыграла миссионерская деятельность св. Патрика.
Христианизация Ирландии
Христианство в Ирландию первым принес епископ Палладий. Его миссия заключалась в том, чтобы оказать помощь христианам, уже жившим в стране и попытаться обратить в христианство язычников.
Палладий не справился с этой задачей по неизвестным причинам, и тогда в Ирландию был направлен Патрик.
После прибытия в страну он обращает её жителей в христианство и рассказывает в своей «Исповеди» о тысячах крещенных. Успех его миссии, по мнению специалистов, заключался в том, что он сумел выбрать продуманную тактику и начал с общения с королями Ирландии. Именно королей старался Патрик первыми обратить в христианскую веру, а крестить остальных жителей было уже проще.
Знание языка и культуры Ирландии помогали ему включать в уроки христианства элементы традиционных верований. Например, зная, что ирландцы богов почитают огнем, во время празднования Пасхи он разрешал разжигать костры.
Символом Солнца у ирландцев был круг, и Патрик наложил на него христианский крест, что сейчас называется кельтским крестом.
Он хорошо понимал, что распространять идеи христианства важно через обучение и с этой целью основал первую в Ирландии христианскую школу в 450 г.
Средневековые хроники говорят, что Патрик, в общей сложности открыл около 600 церквей и крестил более 120 тыс. человек.
Христианизация Ирландии проходила почти бескровно, здесь нет ни одного святого мученика, поэтому культ мученика не развился.
Как гениальный организатор, Патрик владел даром убеждения, доказывая правоту своим примером.
Когда-то Патрик был в этой стране рабом, а потом вернулся, чтобы проповедовать Слово Божие.
Приняв христианство, многие короли начинали выделять землю в своих владениях под строительство церквей. Ирландские церкви имели свои особенности – внутри круглого земляного вала строили дом для священнослужителей, храм или часовню, кухню, которая была и трапезной.
Перу св. Патрика принадлежит не только «Исповедь», но как считают специалисты и «Послания Коротику», написанные на латыни, и гимн «Крик оленя», написанный на древнеирландском языке
Канонизация Патрика состоялась, как считают специалисты, после его кончины. Дошедший до сегодняшнего дня список ирландских святых, составленный в VIII веке, уже содержал 350 имен, в т. ч. и имя Патрика.
Просветителя Ирландии, св. Патрика считают общепризнанным официальным небесным покровителем страны. Национальным праздником Ирландии является День поминовения святого Патрика – 17 марта.