Условия развития Просвещения в Германии
Германское Просвещение берёт свои истоки в Реформации, в то же время, оставаясь светским направлением общественной мысли. Некоторые именуют его «светской теологией». В распространении идей Просвещения огромное значение сыграли университеты. Вообще в пределах Священной Римской империи действовало 37 университетов, из них три – в Саксонии.
Из-за разной степени свободы в разных германских землях уровень развития Просвещения был неодинаков, но при этом имел общие черты. Немецкие просветители часто опережали своё время в сфере культуры и философской мысли. Нередко инициаторами развития идей Просвещения выступали правители, прославляя себя меценатством.
Первые просветители Германии
Первыми немецкими просветителя считаются Самуэль Пуфендорф, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Христиан Вольф и Кристиан Томазий. Лейбниц первым из европейских мыслителей стал писать сочинения на родном немецком языке. Томазий отказался от чтения лекций на латыни, предпочитая ей немецкий язык. Первые германские просветители стали воплощением противоречий того времени: они пытались примирить веру и разум, независимость отдельных княжеств и Империю, основы теории естественного права и абсолютную монархию. Так, Томазий, Пуфендорф и Вольф были сторонниками веротерпимости. Одновременно Томазий стоял на позициях пиетизма.
Пиетизм – движение за воскрешение принципов раннего христианства, против основных догм лютеранства. Главная цель движения – воспитание трудолюбия и благочестия. Основателями учения стали Якоб Шпенер и Август Герман Франке.
Появление периодических изданий, печатаемых на немецком языке, способствовало распространению идей просвещения. В 1688 году стал выпускать журнал «Немецкие месяцы» Томазий. В Лейпциге и Гамбурге печатался еженедельник «Патриот» под девизом «Молись и работай». Журналы «Вольнодумец» и «Разумник» призывали к труду на общее благо, предоставляли свои страницы для статей нравоучительной тематики.
Профессор Христиан Вольф создал упорядоченную систему, охватившую все сферы философского знания. Он ввёл множество философских понятий в немецкий язык: наука, представление, сознание, связь.
Развитие Просвещения в XVIII веке
В 40-6-е годы $XVIII$ века в немецком Просвещении наступает время литературной публицистики. Источниками её развития стали общественное мнение свободное время. В Германии стали модными променады (прогулки) с книгой в руках. В 70-90-е годы просветители становятся борцами за реформы для достижения гармонии в обществе и общественного блага. Среди таких реформаторов самыми известными стали Фридрих II (0король Пруссии) и Иосиф II (король Австрии). Первыми среди философов считаются Гердер и Кант, среди литераторов пальма первенства принадлежала Лессингу.
Драматург Готхольд Эфраим Лессинг (годы жизни 1729-1781) критиковал религию и церковь. Первые критические замечания в «Литературных письмах» принесли ему славу первого критика. Последнее произведение «Воспитание рода человеческого» доказывало, что прогресс – это путь не индивида, а всего человеческого рода. Поэтому религия изначально несёт в себе истинные и ложные знания. Лессинг выступал против примирения веры и науки. В пьесе «Натан Мудрый» автор призывал к достижению равенства между тремя великими религиями: христианской, мусульманской и иудейской.
Философ Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804) призывал людей использовать свой разум для достижения всеобщего просвещения. В своих сочинениях «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» автор уделяет особое внимание нравственных начал, их роли в прогрессе человечества. Он доказывал, что человечество развивается по плану природы. В области политики Кант оставался сторонником монархии во главе с королём-философом. Он не видел возможности предоставления избирательного права народу, считая, что он должен повиноваться монарху.